Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2011 год, выпуск № 3 (87)

ПОЧЕМУ НУЖНО ПОСТИТЬСЯ

Всем известно, что пост является одной из важнейших составных частей христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели – это так называемые однодневные посты, а кроме того, существуют еще и четыре многодневных поста – перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему такое внимание? Ведь, казалось бы, какое значение для отношений человека с Богом имеют съеденные или несъеденные колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают люди или далекие от Церкви, или же протестанты и католики, у которых в настоящее время посты фактически отменены. Что же отвечать на это? Отвечать надо, что наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать. Для подтверждения этой мысли вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.

Итак, во-первых, пост – это наше живое участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, – и мы в свою меру должны ответить на эту безконечную жертву Его любви, должны потрудиться, должны пострадать вместе с Ним, принять участие в Его страданиях, в Его Кресте. Все мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, чаще всего оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты – чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «...желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься... пресыщаешься, в то время когда Христос за тебя алкал...» Итак, через пост мы участвуем в страданиях и трудах Христа, подъятых Им ради нас.

Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы должны вести брань против начальств, против властей и ми-роправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В этой борьбе мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в этой борьбе является пост. На это оружие указал нам Сам Христос: род бесовский, сказал Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, съевшего запретный плод. Может быть, именно поэтому и избавление от «его власти возможно путем противоположным – через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос одержал первую победу над врагом. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о том, как Господь поразил его в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его».

В-третьих, пост очень помогает в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из тела и души, и они, будучи тесно связаны между собой, сильно влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к земному и материальному, делает ее в духовном отношении тяжелой, безкрылой и неспособной подняться над землей. Птица не сможет подняться к небу, если подрезать у нее крылья. Также и самолет, если слишком перегрузить его, не сможет взлететь. Вот и человек, если пресыщен и ни в чем себе не отказывает, не может возвыситься над землей и приблизиться к Богу. «Сытая утроба, – говорит святой Иоанн Кронштадтский, – теряет веру, страх Божий и делается безчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».

Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то этим мы показываем, что Церковь нам не мать, что мы не хотим слушать ее, что сами лучше ее знаем, как нам жить. Если же постимся, то этим подтверждаем, что Церковь – наша мать и мы ее дети, потому что слушаемся ее. Мы ведь оказываем послушание различным человеческим установлениям, подчиняемся, например, государственным законам или слушаемся, когда врач при каких-то заболеваниях прописывает нам ту или иную диету. У кого болит желудок, тому нельзя есть острое и жареное, а у кого диабет – нельзя есть сладкое. Если во всем этом мы оказываем послушание людям, то Церковь ли не будем слушать? Ведь диета прописывается врачом для здоровья тела, которое смертно и кратковременно, а установления Церкви, в том числе и пост, направлены на исцеление безсмертной души – чтобы подготовить ее к жизни, не имеющей конца.

Далее: пост – это сильное оружие в борьбе с той плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под «плотью» в этих словах следует понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» – страсти и грехи души. То есть плоть и кровь – это две главные составляющие прокаженной, испорченной и проданной во власть греха человеческой природы, ставшей нашей неотъемлемой принадлежностью после падения Адама. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою сотворен был Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге.

При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении...»

Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные злые мысли, слова и дела. Если мы живем всем этим, живем плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нем. В другом месте своих сочинений святитель Игнатий говорит, что плоть и кровь потому не идут по узкому спасительному пути, что они горды. Будучи горды, они отвергают смирение и покаяние, но хотят процветать, величаться, наслаждаться. «Понимаешь ли, – пишет он в письме к одному монаху, – что плоть и кровь горды? – Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, – как они напыщенны и надменны! – Не без причины заповеданы нам нищета и пост!»

Еще пост – это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу, что мы потрудились и пострадали ради Него. По словам же святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него.

Далее: когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми. Кроме того, через пост мы становимся едиными и со всей вселенской Православной Церковью, распространенной по всему земному шару. Вот, например, приходит Великий пост, и православные христиане, живущие на всех пяти материках, одинаково начинают постный подвиг: на Соловках и в Эфиопии, в Австралии и Японии, в Америке, Индонезии и даже Антарктиде. И этим свидетельствуется их единство, их братство, их соборное единение, их верность тому пути, по которому шли святые Христовой Церкви.

Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться разумно и с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесет вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. «Всякую вещь красит мера, – говорит преподобный Исаак Сирский, – без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого – своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая – для монахов, живущих в монастыре, третья – для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.

Строгий пост обязательно требует, чтобы в душе был мир. Если же человек живет в бешеном ритме большого города, если он часто испытывает волнение, стрессы, безпокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может принести вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека глубокий мир и молитва, если он уравновешен. Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Герон-да, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец ответил: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

При повреждении физического здоровья тела часто бывает, что и душа человека получает вред. Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье – это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения».

«Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели... Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша – это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: «Умри, но пост соблюди» – и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются различные послабления в посте – вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост – это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но все-таки оно – лишь средство. Целью же является приближение к Богу, общение и соединение с Ним. «Пост, – говорит блаженный Диадох, – имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает к Богу, но, напротив, удаляет. Не напрасно сказали святые отцы: все, что выше меры, – от беса. Мера же у каждого – своя. Итак, пост – это великое оружие в духовной брани, в борьбе со страстями и грехом, средство, которое очень может помочь в деле христианского совершенствования. Будем поэтому, братия и сестры, духовно и мудро пользоваться этим оружием, будем соблюдать установленные матерью Церковью посты. Будем, по мере сил каждого, подвизаться в этой добродетели, и тогда она поможет нам подняться по лестнице христианского совершенства, поможет приблизиться к Богу и принести те духовные плоды, которых Он ждет от нас, – каждому в свою меру: в тридцать, в шестьдесят и в стократ.

Священник Иоанн Павлов


"ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ СОЗДАНА ПОД ЧЕЛОВЕКА"

О том, как наука свидетельствует нам о Боге, размышляет Владислав Ольховский – профессор в области ядерной физики, один из наиболее известных на Украине научных апологетов христианства, посвятивший жизнь двум, по его мнению, неразрывно связанным дисциплинам: науке и богословию. Получив всевозможные научные степени – и доктора физико-математических наук, и профессора в области ядерной физики – господин Ольховский является самым титулованным украинским физиком, который открыто доказывает существование Бога.

… Наука и богословие дополняют друг друга. И это разные грани истины. Коротко говоря, Бог сотворил естественные законы, а наука их изучает. В частности, наука оперативная избегает вводить понятие о Боге, а лишь изучает законы природы. А вот наука о сотворении подразумевает дебаты: как произошла жизнь и Вселенная. Я не говорю о креационизме и эволюции – это лишь вершина айсберга.

Главный вопрос – материю сотворил Дух, то есть Бог, или она самоорганизовалась из вакуума. Вроде барона Мюнхаузена, который за волосы вытащил себя из пустоты. Эти две точки зрения сейчас ожесточенно борются между собой. Я не сторонник марксистско-ленинской философии и коммунистов. Но надо отдать должное коммунистам: они правильно поставили вопрос: что первично – дух или материя. Вот только ответили на него неправильно, признав, что первична материя. Я уверен, что Дух рождает и материю, и жизнь. И конечной целью Духа было создание человечества, из которого была создана Церковь – невеста Христа.

…Среди каждой группы ученых есть христиане. Если говорить о физиках, то они изучают творение. А творение показывает Творца. Кто изучает гармонию законов природы, тот понимает, что за ними стоит Творец, создавший эту гармонию. Кроме того, ведь все ученые верят, что природа познаваема разумом человека. Все верят, что Господь знает Вселенную. Но почему она познаваема человеком? Казалось бы, ее невозможно познать, а человек ее познает. Откуда вообще такая вера? А без нее невозможно между тем заниматься наукой.

Бог – великий математик и великий физик, и вообще, великий ученый. Он создал и математику, и физику. И заложил в человеке возможность познать эти науки, поскольку создал их по своему образу и подобию. Вот смотрите: математика – это абстрактная наука. Но все законы природы формулируются при помощи математики. Значит, они математичны сами по себе. Еще Галилей сказал: «Книга природы написана математическим языком». И человек познает математику, чтобы формулировать законы природы. Это же единство. Здесь же невооруженным взглядом виден разумный замысел.

…Есть две эволюции. Первая – микроэволюция, которой по сути занимался Чарльз Дарвин, кстати, который совершенно неправильно назвал свою книгу «Происхождение видов». По-хорошему, она должна была называться «Развитие видов». Ведь естественный отбор и адаптация занимаются изменением видов, но происхождением видов они не занимаются. Макроэволюция, происхождение всех таксонометрических единиц, в том числе и видов, – это дело Бога. Дарвин не поднимал вопрос о создании биосферы. Ему было бы крайне сложно ставить этот вопрос, тем более, что на всю биосферу мы имеем несколько разновидностей одного и того же генетического кода. Вьюрки, которых он изучал, представляют собой микроэволюцию, произошедшую за счет мутаций и деградаций.

А макроэволюцию, т.е. переход простейших видов в более сложные, объяснить невозможно, потому что не существует в природе переходных видов. И это понимают и умные атеисты. Есть и другие гипотезы, которые не были подтверждены даже спустя 150 лет после выхода книги Дарвина. Кроме того, человек, согласно книге Бытие, был создан из праха земного двумя актами, то есть химическими процессами и дуновением, а это говорит о том, что у человека есть духовная составляющая.

Как может быть у человека обезьяноподобный предок, если в обезьяне нет духа? Биология не дает никакого объяснения духовной жизни. Выражение «труд создал из обезьяны человека» – это бред чистой воды. Потому что труд не создает духовное существо, например, из дельфинов, у которых объем мозга больше, чем у человека, и которые интеллектуально очень сильны. Духовная жизнь была создана Богом. Обратите внимание, что родители учат детей языку и духовным вещам, как учил Господь Адама и Еву. И дети воспринимают это. Звереныши не будут говорить, даже если их учить с самого рождения. А дети будут. Это не физиология, потому что духовных генов нет. Но дух есть в человеке, и вдохнул его в человека Сам Господь.

…Надо понимать, что Вселенную создавал Христос. Поэтому Он стоял над законами природы. Поэтому и воскрес Он, выйдя за пределы законов природы. Естественно-научным способом этого объяснить нельзя. Воскресение Христа – это удивительный акт, который надо принимать как факт. Причем, этот факт исторически доказан. Мало того, тому было около 500 свидетелей. Так ко всему прочему об этом написано столько исторических книг, сколько не было написано ни об одном другом историческом событии. Атеисты просто боятся об этом задуматься. Потому что это может просто перевернуть всю их жизнь. Это потребует духовной революции в жизни человека. Но некоторые идут на это. И те счастливы.

…Одно из самых главных косвенных доказательств бытия Бога – это антропный принцип. Вся Вселенная создана под человека. Потому что если на несколько десятых долей процентов изменить константы – все будет разрушено, и во Вселенной не будет человека.

Недавно мне заказали написать статью: почему в Библии написано то, что растения были раньше солнца. Да потому, что для Бога главным был человек. Земля освещалась Его светом, как она будет освящаться в Раю. Он сам формирует фотоны и что угодно своим всемогуществом. Поэтому солнце для Бога было второстепенным фактором. Оно, скорее, было создано для календаря. А если поменять одну константу, то не будет биосферы.

Например, чуть-чуть поменять заряд электрона, и у воды уже не будет максимальной плотности при 4 градусах, и она будет вымерзать. Другие константы поменять: вообще не зародится углерод – он будет быстро сгорать. Это самое лучшее доказательство бытия Бога. Между прочим, все другие варианты создания Вселенной приводят либо к мистике, любо к цепочке нелепых случайностей. И в это можно верить только слепо. Вера в Творца, в конце-концов, логически более оправдана, чем вера в безконечное число случайностей, включая стихийную самоорганизацию.

…Теория big bang – большого взрыва – она даже не теория, а гипотеза. Там много противоречий.

…Если взять Симфонию и посмотреть на слова «вечность», «вечный», «от века», то не меньше, чем в 40 книгах Библии появляется слово о вечной жизни и вечном существовании Бога. Как трактовать эту вечность? Прежде всего, следует сказать, что Бог сотворил пространство и время, Он творец пространства и времени. Что было до этого? Бог существовал в духовном измерении вне пространства и времени. Бог – это Дух, написано в Библии. Бог в этом смысле не доступен обычному материальному миру. Что значит вечный – это либо вне времени, либо без конца? Духовное измерение, в котором находится Бог, вне времени. Время, которое будет в будущем, вечная жизнь – это будет время без конца.

Кстати, такого рода временной промежуток – без конца – уже существовал на Земле, до того, как Адам и Ева впали в грех. После грехопадения началось разрушение Земли по второму закону термодинамики. Однозначно, что вся Вселенная будет умирать по второму закону термодинамики. Позже началась работа Бога по искуплению, прославлению Самого Бога, чтобы все восстановить, и эта работа до сих пор продолжается. Это, конечно, благодать Божья, что восстановление Его творения идет. Так восстановление это закончится вечным временем. В этой вечности будет место и материальному миру спасенного человечества.

…Утверждение о том, что нет столько пространства во Вселенной, чтобы дать место для всех умерших, можно слышать довольно часто. Прежде всего, со стороны атеистов. Но ведь Бог по Своей благодати и по Своему могуществу создал землю не в пустоте. Для того, чтобы земля была устойчива материально, вращалась вокруг солнца, солнце занимало положенное место в галактике, а галактика – в метагалактике, Бог создал сложнейшую систему, которая называется Вселенная. И конечно, когда будет воскресение, сколько бы триллионов людей не воскресло, во всей Галактике веществ, элементов хватит, для того, чтобы создать новый мир, новую землю, новое небо.

Что же касается размеров этого нового мира, мы их не знаем. Более того, мы не знаем законов, по которым он будет жить, поскольку эти законы получат новое развитие в сторону благодати, вечной жизни человека. Но если даже наша павшая Вселенная имеет размеры, которых хватит на сотни триллионов людей, то тем более все умершие найдут себе место в новом мире. Что же касается дальнейшего количественного возрастания – оно будет прекращено. В Раю, как мы знаем, не будет брачного сожительства. Как следствие, люди рождаться больше не будут.

…Человек под водительством Бога в Раю будет безконечно возрастать духовно. И это те глубины, которые на протяжение будущей жизни мы будем безконечно постигать…


Я ВЕРЮ В ИИСУСА ХРИСТА

«Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Муххамада, я верю в Кришну, я верю в Гаруду… я верю в любовь, я верю в добро и верить буду», – поет Ляпис Трубецкой в своем последнем альбоме. Такая всеядность, или, говоря более благожелательно, открытость, очень популярна, и людям кажется странным, что православные христиане ее не разделяют. Впрочем, ее не разделяют не только православные – практикующие буддисты или мусульмане тоже не склонны верить во все сразу.

Но что мы называем словом «верить»? Что имеет в виду поэт со своей «верой» во все сразу? Мы точно не знаем – да, возможно, он и сам затруднится сформулировать. Но попробуем уловить общее настроение.

Люди чувствуют, что в их безрелигиозной жизни есть какая-то пустота, что они лишены чего-то важного, ограблены и обездолены в каком-то глубочайшем смысле.

Безрелигиозный человек, который со стороны смотрит на торжественный обряд, смутно чувствует, что он что-то упускает в этой жизни, что какая-то тайная радость, какой-то глубокий опыт, какие-то важные переживания проходят мимо. В самом деле, люди по природе своей религиозны, безрелигиозные культуры – явление редкое и скорее патологическое. Человек, лишенный религиозной жизни, подобен человеку, лишенному любви – его жизнь неполна в одном очень важном аспекте; одна из составляющих его человеческой природы не реализована.

Однако человек подходит к этой пустоте внутри себя с достаточно потребительской позиции – что может удовлетворить мои эмоциональные потребности? В том калейдоскопе имен, который мелькает в этой строчке из песни, только одно остается постоянным центром – «я». «Вера» – это мои переживания, мои эмоции, которые я могу испытывать в церкви или в дацане, в мечети или языческом святилище. Что-то вроде посещения концертов – ничто не мешает мне сегодня пошуметь на представлении рок-группы, а на следующей неделе пойти на выступление знаменитого органиста. Это просто сделает мою эмоциональную и эстетическую жизнь богаче.

Но то, что люди всегда называли верой, – это что-то прямо обратное; это поиск реальности, подлинной основы бытия, чего-то твердого, определенного, что никак не зависит от моих переживаний. Пауль Тиллих определяет религию как «предельную заботу» – то, что для человека важнее всего. Мне может очень нравиться ходить на концерты – но это не самое главное в моей жизни. Современный исследователь Люк Тимоти Джонсон предлагает более развернутое определение: «религия – это образ жизни, организованный вокруг переживаний и убеждений, относящихся к Высшей Силе».

Главное отличие любой реально существующей религии от того умонастроения, которое выражает Ляпис Трубецкой, состоит в том, что в центре религии нахожусь не я; в центре религии находится то, что я воспринимаю (обоснованно или нет) как Высшую Силу. Религиозный человек организовывает жизнь не вокруг себя самого, своих эмоций или своего психологического комфорта. Он вовсе не находится, как лирический герой этой песни, в центре круга, на периферии которого – различные религиозные фигуры. В центре круга находится предмет его веры, преданности и упования. Это еще ничего не говорит об истинности веры – в центре жизни человека может находиться, увы, идол – но пока в центре находится сам человек, у него нет никакой религии, даже ложной.

А из этого неизбежно следует то, что в наше время с неодобрением называют эксклюзивистским подходом – у жизни не может быть сразу нескольких абсолютных центров.

Люди пытаются заполнить пустоту некоторым легким религиозным флиртом, который, с одной стороны, позволяет немного прикоснуться к эмоциональной жизни религии, с другой – ничего не требует и не налагает никаких обязательств. Но флирт не может утолить тоску по подлинной любви.

Настоящая любовь - как и настоящая вера – требует полной отдачи. Нельзя полностью отдать себя и Иисусу, и Будде, и Муххамеду, и кому-то еще. Приходится выбирать. И мы, христиане, вверяем свои жизни Тому, кто отдал Свою жизнь за нас, – Господу нашему Иисусу Христу. «Я верю в Иисуса Христа» – это слова, предполагающие полную, стопроцентную отдачу. После них уже невозможно верить в кого-то еще.

Сергей Худиев


НАСТАВЛЕНИЯ МИРЯНАМ

Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями... Увы! Не слышит он гласа Божия!

Люди почивают на одре лени самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много, ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!

Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям в пище и питии и другим страстям.

Только при конце своей жизни ищут Христа в причащении, и то по вопиющей необходимости, и то как бы по принятому другими обычаю.

Странно и жалко видеть, из-за каких пустых причин диавол лишает нас любви к Богу и ближнему: из-за земного праха, из-за денег, из-за пищи и пития, одежды, жилища. Стремящийся ко спасению не должен иметь пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но к своему здоровью, даже к своей жизни не должен иметь ни малейшего пристрастия, предав всю жизнь свою в волю Господню.

Пристрастие ко временной жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к унынию, нетерпению, раздражительности.

Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни. Обставив себя всевозможными удобствами, он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению. Между тем жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобства и великого терпения.

Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невоздержание, лакомство и пресыщение, рассеянная, разгульная жизнь. Отказывай себе в чувственных удовольствиях в той надежде, что вместо них получишь удовольствия высшие, духовные, божественные.

Будь кроток, нераздражителен. Будь терпелив. Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей. Жестокие более раздражают, нежели пользуют. Дар прощать выше дара исправлять наказанием. Не за все выговаривай – иное сноси, проходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы: «Любы все покрывает и все терпит».

Мы всюду окружены соблазнами, но можно жить среди грешных, а самому не грешить. Надо поддерживать всегда и везде горение души, и тогда легко будет переносить все обиды.

Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря по тому, какое ты сам даешь ей направление.

Злая сила заставляет гордого человека в других видеть только плохое, и он радуется, когда говорят о них худо, а ты иначе поступай: ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст Богу ответ, а ты в себя смотри! Злобы берегись! Отыщи в злом человеке что-либо доброе и порадуйся об этом добре и с радостью говори о его добрых качествах.

Нет человека, в котором не было бы какого-нибудь добра. Зло же, находящееся в нем, покрывай любовью и молись за него Богу.

Живи со всеми в мире, согласии, любви, тишине, уважая других, снисходи к их слабостям, не гордись, не завидуй, не враждуй, плотские похоти обуздывай, целомудрствуй, воздерживайся от всякого излишества, делись с неимущим, за всех молись, как за себя, особенно за тех, кто тебе в тягость, кто унижает, огорчает, оскорбляет тебя, возводит напраслину. Они тебе зло, а ты им добро делай. Никому не желай и не делай зла.

Врагов надо любить: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать, чтобы тебя испытать, любишь ли ты ближнего по Евангелию. Обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, то не любишь. «Аще любите други ваши токмо, кая вам благодать есть?»

Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас.

Молитва за врагов — это милость (милостыня) выше всякой милостыни, подаваемой неимущим.

Если нищие ежедневно преследуют тебя, это значит – милость Божия непрестанно преследует тебя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф 5, 7). Кто же будет убегать от милости Божией? Все жертвы и милостыни нищим не заменяют любви к ближнему, если нет ее в сердце, поэтому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением. Самое слово «милостыня» показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня, ибо милостыня очищает всяк грех.

Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений.

Ты должен твердо верить, что вместо тленных благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными благами, вместо временных благ – вечными. А блага духовные: свет духовный, прощение грехов, дар живой веры, надежды крепкой и любви нелицемерной, мира и радости в Духе Святом, – безконечно выше вещественных даров.

С радостью расточай стяжания свои в жертву Господу и святым Его.

Как тяжело в час кончины бывает человеку, который не давал милостыню и который в этой жизни имел идолом деньги, или пищу, или питие, или земные почести.

Итак, чтобы легче было умирать, – а умирать надо всем, – не должно иметь пристрастия ни к чему в мире, надо обуздывать страсти, иметь во всем воздержание, проявлять милосердие к ближним.

Человек есть дом Божий, но мы своею похотью превращаем свой дом в жилище страстей, за что и получаем в наказание мертвые плоды при родах жен.

Родители должны хранить себя в чистоте еще прежде зачатия во утробе матерней младенца, должны удаляться неумеренного плотского общения, должны иметь раздельное ложе друг от друга в ночи, предваряющие праздники и воскресные дни, под среды и под пятки и во все четыре поста, установленные Святою Церковью, наипаче же в Великий пост, и неотложно по зачатии плода, во все время беременности до самого рождения и даже до вскармливания младенца матерним молоком, жить в чистоте, решительно не имея сожития.

Родители должны крестить своих детей по возможности сейчас же по рождении.

Святейшее Таинство крещения – есть главнейший дар человечеству нашего Искупителя. Таинство крещения уничтожает первородный грех, то есть ту нравственную порчу нашей природы, которая переходит через естественное рождение от предков к потомкам и которая препятствует человеку нравственно развиваться и совершенствоваться в добре.

За нарушение чистоты супружеской жизни родителями родятся дети не на утешение, а на скорбь и слезы им и во вред отечеству своему: они бывают растленны нравом, способны воспринять всякое зло от юности своей, также часто родятся мертвыми. Нередко же в родах с ними и сама мать умирает в тяжких страданиях.

Таковы плоды за нарушение супружеских правил, за несоблюдение постов и всякое невоздержание, ибо чадородие есть дар Божий, а не человеческое изобретение.

Господь дал жену мужу в помощницу для взаимного сожития, благословив их, рече им: «Растите и множитесь» по естественному закону природы, для всех тварей Богом данному, а не ради похотного сладострастия, не ведающего ни времени, ни меры. Безсловесные животные поднесь строго соблюдают сей закон, ибо по зачатии плода до времени исхода его, и даже до вскармливания млеком, решительно не допускают сожития.

Каким страшным бедствиям подвергается семейство, нарушившее правило и чистоту супружества! Детей постигают неисцелимые болезни, затем преждевременная смерть мужа или жены, а также чад их возлюбленных.

Посему умоляю вас, покайтесь от всего сердца вашего, исповедуйте свои грехи отцу духовному, исправьте житие свое во всем и храните свято супружество во всякой чистоте и правде Божией, ходя по заповедям Божиим, тогда узрите на себе и на чадах ваших благословение свыше в род и род, по неложному обещанию Господа нашего Иисуса Христа.

Дивная сила в человеке — совесть! От нее никуда не уйдешь, нигде не скроешься — она везде с нами, все видит, все: не только дела, но и мысли и намерения наши — знает; для нее нет ничего тайного, у нее и ночь и день — как день. Вот какой чудный страж поставлен над человеком от Творца.

Человек с чистой совестью, даже и необразованный, выше всякого образованного, заглушившего свою совесть.

В необразованном человеке простота сердца, кротость, незлобие, молчаливость, терпение — дороже пред Богом всех наших познаний, всего внешнего лоска, всех заученных выражений, всех приторных учтивостей, всех хитросплетенных речей, даже самые грехи их, как грехи неведения, извинительнее. Потому уважай простую необразованность и учись у нее простоте, незлобию, терпению и прочим добродетелям.

Когда Спаситель мира восхотел, по безконечной благости Своей, исполнить в кончину веков Предвечный Совет о спасении погибающего грехом рода человеческого и найти пропавшую царскую драхму, взыскать погибшую овцу Своего словесного стада, тогда, приняв на Себя человеческий образ и облекшись во всего человека от Духа Святого и Марии Девы, Он избрал в помощники Себе, Своему великому делу, простых учеников и апостолов, рыбарей по занятию, и через них на деле показал, что дело спасения нашего не зависит от мирской знатности, учености или от земной мудрости, а что оно есть единственно дело Божие, дело Его благости, премудрости, силы, милосердия.

Напрасно мы привыкли представлять себе святых не иначе, как окруженных разными знамениями и чудесами небесными, ничего не ядущими, никогда не спящими, ходящими по водам и пр. Не все святые были чудотворцами, как и не все прославившиеся в жизни чудотворениями были святыми. Бог только того и хочет и требует от нас, чтобы мы были святыми. Святыми можно быть не удаляясь от общества и не бросая мир. Веруй от души всему тому, чему учит Святая Церковь, и живи так, как она требует; иначе — будь истинным христианином, и ты будешь святым.

Схиигумен Савва (Остапенко)


ПРИСЛУШАЙСЯ: АНГЕЛ РЯДОМ!..

Интуиция есть некое вышеестественное прозрение, знание, пришедшее свыше. Вполне возможно, что в минуты наивысшего напряжения духа некоторые люди способны прозревать будущее, проникать в некие тайны мироздания… Но разумнее предположить, что в подавляющем большинстве случаев интуиция – это просто голос нашего Ангела Хранителя. У каждого человека такой Ангел есть – и он не бездействует, хотя не всегда мы замечаем его работу. Вот вам недавний пример: трагедия в Домодедово. Среди прочих погибших там была некая раба Божия Светлана, которая должна была вылететь на самолёте в другой город, чтобы получить какой-то очень важный для неё диплом. Диплом-то был очень важен, но лететь ей почему-то решительно не хотелось, – так рассказывают её близкие. Страх перед предстоящим полётом был настолько сильным, что Светлана уже была готова отказаться от этого важного путешествия, – но родственники её уговорили. Она отправилась в путь – и погибла. Подобный случай – но со счастливым концом – рассказывал мне один из моих слушателей: он должен был лететь на самолёте, но опоздал, не смог купить билет, – а тот самолёт, на котором он хотел лететь, взорвался в воздухе. Я не сомневаюсь, что прийти на аэродром вовремя этому человеку не позволил его Ангел, который прозревал, что в скором будущем его «подопечный» обратится к Богу и что умирать ему пока рано… Что в этой связи можно посоветовать православным людям? Внимательнее прислушивайтесь к своей душе, в особенности к голосу своей совести. Зачастую мы не осознаём умом всю бездну греха, в которую влечёт нас тот или иной наш поступок, – но совесть наша видит всё, и она не молчит. Важно прислушаться к ней. Ведь Ангел предупреждает нас не только о физической опасности, – гораздо чаще он встревожен бедой, грозящей нашей душе. И ещё один совет: не слишком доверяйте собственному разумению – «внутренний голос» не обязательно исходит от Ангела. Если у вас есть хоть малейшие сомнения в том, помолитесь Богу, и Он раскроет вам истину: если это был голос мрака, то мрак рассеется, если это были наши собственные фантазии, то они прекратятся, но если Ангел и в самом деле взывал к нам, то его зов после молитвы не прекратится, а усилится.

Духовный ум можно развить. Чем? Разумеется, духовными упражнениями. Его развивает молитвенное общение с Богом, следование голосу совести… Особо хочу сказать, что духовный ум развивается от чтения Святых Отцов и от размышления над прочитанным. Есть у человеческой души такое свойство: когда мы читаем какую-то книгу, то душа наша невольно настраивается на тот же лад, что и душа автора. Чем ярче талант писателя, тем больше он подчиняет нас своему душевному строю, завораживает читателя. Но у мирских писателей души не всегда чисты – и мы, читая, невольно приобщаемся их несовершенству. А Святые Отцы, души которых очищены и просветлены Богом, писаниями своими и нас освящают и очищают. Через их книги мы становимся причастны к самым высоким состояниям духа, – и эти взлёты с каждым разом всё больше укрепляют нас. Итак, вот три вещи, которые я бы посоветовал каждому желающему стяжать духовный разум: внимательная молитва, чуткое следование голосу совести и чтение Святых Отцов. Это, разумеется, не все возможные пути, – но попробуйте для начала именно их.

Когда человек молится, читает Евангелие, благодать Божия, Божественные энергии, нисходя свыше, попаляют демонические силы, умиряют душу человека, укрепляют его дух, и человек способен преодолеть искушение. Это касается любой страсти – табакокурения, например: мне известно немало людей, которые при каждом желании покурить начинали читать Евангелие. В течение недели они «завязывали» с куревом. Табачный бес, который разжигает человека, не выдерживает слова Божия и бежит. Помните, что нет такого духовного недуга, который Господь не был бы силён уничтожить, – надо лишь верить Ему и не бояться целиком предать себя в Его руки.

Протоиерей Алексий Мороз


6 МАРТА - ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В Церкви всё разумно устроено. Перед вступлением в самый строгий пост человек всласть ест-пьёт, прощает ближних и просит прощения у тех, кого обидел, а сделать это легче на сытый желудок. Поэтому и Прощёное воскресенье установлено именно перед началом Великого поста, как пограничный рубеж. Да и как можно вступать в Великий пост, когда на душе у тебя муторно от непрощённых обид, а совесть тяготят обиды, нанесённые тобою ближним? Нельзя поститься в злобе, так можно и язву нажить.

Свт.Феофан Затворник писал: «Прощёный день – какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с небом». Но в том-то и вопрос: пользуемся ли мы этим днём как должно? Скажу прямо, мне противно, когда люди идут в церковь на Прощёное воскресенье и просят прощения, используя момент, чтобы легко загладить свои грехи. Не делайте ничего напоказ. Но уж если простили – то, как говорится, «кто старое помянет – тому глаз вон». А у нас часто как бывает? Подходим, кланяемся: «Простите меня», в ответ: «Бог простит», а про себя: «Век бы тебя не видеть». От этого только вред душе… С другой стороны, когда человек часто произносит слово «простите», пусть даже не совсем искренно, – на него в итоге действительно нисходит благодать по милости Божией. А если ещё он идёт в храм, а там все тоже просят у него прощения и прощают его – и прихожане, и батюшки, – душа просыпается и ликует, и человек может даже заплакать.

Откуда пошло Прощёное воскресенье? На заре христианства у монахов обители прииорданской пустыни был обычай: в последнее воскресенье перед постом собираться на Литургию, потом, попросив друг у друга прощения, уходить на весь пост в пустыню. Назад можно было и не вернуться – умереть от голода и жажды, мог лев разорвать, могли лихие люди убить… Представьте, что ваш обидчик ушёл в пустыню, откуда может не вернуться, – и обида уйдёт. Опасно, когда человек не желает простить своего недруга до конца жизни. Св.Отцы говорят, что такой человек сразу идёт в ад, даже если он всю жизнь был великий подвижник. Ибо его непрощение украло все его добрые дела.

Сказано: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14–15). А лучшего примера не найти, нежели Господь наш Иисус Христос. Истерзанный, распятый, терпя глумления толпы, Христос говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34). И если обида гложет твоё сердце, вспомни о распятом Христе, о язвах Его, и пойми, что всё, что происходит с тобой, ничтожно и маловажно в сравнении со страданиями Сына Божиего, взявшего на Себя все грехи мира и отдавшего Себя на смерть крестную ради спасения человечества от рабства греха. И увидишь, что обида твоя испарится, как вода в жаркий день.

Иерей Илия Амбарцумов


ИСТОРИИ ОТЦА БОРИСА

Настоящий свидетель

Это история про отца Бориса и иеговистов. Одно время небольшой городок, где служил в храме Всех Святых отец Борис, стали одолевать свидетели Иеговы и заезжие миссионеры-сектанты.

Идёт как-то батюшка в храм, а прямо перед ним преградил дорогу прихожанке его храма говорливый молодой человек. С журналом в руках – «Сторожевая башня» называется. А журнал этот свидетели Иеговы издают. Старушка уж его и так и этак обойти пытается, а он ей дорогу преграждает и быстро-быстро говорит что-то.

Подошёл к ним отец Борис и говорит:

– Будьте добры, пропустите бабушку!

Смерил его взглядом молодой человек, оглядел рясу священническую и дерзко выпалил:

– А кто вы такой будете, чтобы мне указывать?!

Отец Борис недолго думая отвечает:

– Я-то? Я свидетель Иеговы!

Растерялся молодой человек:

– Как это вы – свидетель Иеговы?! А я-то тогда кто такой буду?!

– Вы – лжесвидетель! А я настоящий свидетель Иеговы!

Отче наш

В другой раз на пути отцу Борису ещё один свидетель Иеговы встретился. И опять с его прихожанкой разговаривает. Перед носом у неё журналом «Сторожевая башня» размахивает. Возмущается чем-то. Подошёл отец Борис поближе, прислушался. А свидетель его увидел и ещё громче начал возмущаться:

– А зачем это вы, православные, крестики носите?! А почему вы Бога Отцом называете?!

– Как же нам Господа Бога называть, если не Отцом?

– Бога можно называть только Иегова!

Отец Борис у него тогда и спрашивает:

– Почему же Господь дал молитву «Отче наш», а не «Иегова наш»?

Молодой человек замолчал. Перестал размахивать журналом. Подумал и говорит:

– Ну, наверное, потому что Отче наш и Иегова наш – одно и то же…

– Ну, раз одно и то же, чего тогда вы к бабушкам пристаёте?!

Диалог со свидетелями Иеговы

Местное кабельное телевидение выделило двадцать минут в неделю для православной передачи. Передачу стал вести отец Борис, и назвали её «В духе истины».

Всё бы ничего, только как-то просит директор телестудии Гинзбург зайти батюшку к себе в кабинет. Заходит отец Борис в кабинет, а директор ему и говорит:

– Приходили иеговисты. Жалуются, что православным мы эфир предоставляем, а им нет. А у нас больше двадцати минут в неделю не получится на передачу тратить. Что делать, батюшка? Подумал отец Борис и говорит:

– Так пускай они на передачу приходят, пообщаемся! И вот наступило время очередной передачи. Пришёл отец Борис в студию, а там уже два свидетеля Иеговы сидят. Одеты в чёрные костюмы. Вид строгий, воинственный, готовы к обличению православного священника. Только камеру включили, как один вскочил и начал батюшке выговаривать:

– Почему это у вас прихожане, когда благословение берут, руку целуют? Где это в Библии сказано – руки целовать?! Если вы мне это место укажете, я сам вам руку поцелую! Отец Борис ему и отвечает:

– Хорошо, я разрешу вам поцеловать руку, если вы укажете мне место в Библии, где сказано, что вы должны носить брюки. Замолчал свидетель. Сел на стул. Тогда другой вскакивает:

– Мы живём исключительно по Библии, а вот вы вечно толкуете о Священном Писании и Предании. А мы в предания не верим! Их люди передавали, а люди могут ошибаться! Отец Борис достал Библию и отвечает:

– Найдите мне изречение в Библии, где бы говорилось, что можно верить только Библии. Не можете? А я вот вам могу найти много мест в Библии, где заповедано верить пророкам и учителям и тому, что говорили когда-то пророки…

Смотрят свидетели, а у батюшки закладочки такие красивые лежат в Библии. Тогда они оба встали и молча ушли из телестудии. Так и не получилось у отца Бориса диалога со свидетелями Иеговы…

Ольга РОЖНЁВА



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld