Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2011 год, выпуск № 5 (89)

О ТЕХ, КТО НЕ ОСТАВИЛ ХРИСТА

В ветхозаветные времена, до пришествия Христа на землю, женщина имела в нашем мире положение крайне подчиненное, часто полурабское, и по своему достоинству считалась несравненно ниже мужчины. Многие люди античности вообще отказывались признавать женщину полноценным человеком. И так было не только в среде языческих народов, но и у евреев.

Известно, например, что одной из произносимых мужчинами в синагоге молитв была следующая: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня не женщиной». Тогда как женщины молились другими словами: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня по Своей воле». Также известно, что благочестивому еврею не полагалось разговаривать с женщинами. Даже с собственной женой нужно было разговаривать как можно меньше. И поэтому то, что Христа часто окружали женщины, то, что они слушали Его учение и следовали за Ним, – было в те времена делом небывалым и неслыханным. Такое поведение шло вразрез с многовековыми правилами ветхозаветного благочестия.

Почему же Христос нарушил эти устоявшиеся и общепринятые обычаи народа Божия? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить о том, какие причины обусловили отрицательное отношение к женщине в Древнем мире и ее подчиненное по отношению к мужчине положение. Из Библии мы знаем, что когда змей захотел погубить наших прародителей, то первой на его искушение поддалась Ева, которая потом уже и Адама склонила к тому, чтобы преступить заповедь Божию. После их падения, изрекая Свой суд, Господь сказал Еве, что теперь ее положение будет подчиненное и зависимое от мужчины и что мужчина будет господствовать над ней. Это Божие определение полностью сбылось – положение женщины действительно определилось в истории как крайне подчиненное и зависимое от мужчины. Таким образом, мы видим, что такое положение женщины было следствием первородного греха, было наказанием за этот грех. В этом и заключается истинная и глубокая причина неполноценности статуса женщины в Древнем мире.

Далее, мы знаем, что Христос Своим пришествием в мир избавил людей от первородного греха и от его последствий. А отсюда следует, что и положение женщины после пришествия Христа не осталось прежним, но изменилось: из неполноценного оно стало полноценным, из рабского свободным. По этой причине и не удалялся Христос от женщин, как удалялись от них благочестивые фарисеи и учителя закона. По этой же причине и женщины, сердцем своим чувствуя, что пришествие Христа для них очень важно, важнее, может быть, чем для мужчин, радовались этому и ходили неотступно за Христом.

Итак, Христос, уничтожив последствия первородного греха, изменил достоинство и положение женщины из неполноценного в полноценное. И результаты этого не замедлили явиться. Мы видим, что с самого начала исторического бытия Христовой Церкви женщины играют в ней самую активную роль. Например, из посланий апостола Павла видно, что в христианской Церкви I века из женщин избирались особые служительницы – диакониссы, помогавшие епископу во многих делах, в том числе и при совершении важнейших церковных таинств. Это совершенно невозможно было себе представить в Церкви Ветхозаветной, где женщины не могли даже и в храме находиться вместе с мужчинами, но им был отведен для молитвы отдельный прилегающий к храму двор.

Кстати, нужно сказать, что и до сих пор на Востоке, среди народов, не принявших христианство и оставшихся по этой причине на уровне Ветхого Завета – то есть среди иудеев и мусульман – отношение к женщине продолжает оставаться в основном таким же, как и в древности: они не имеют религиозных прав, равных с мужчинами. Чего стоит, например, тот факт, что в большинстве мусульманских стран не принято, чтобы женщина молилась в мечети вместе с мужчинами – им положено молиться только дома.

В Церкви же Христовой – не так, но именно женщины в ней часто оказываются самыми постоянными и активными прихожанками храмов, самыми верными последовательницами Христа во все времена, а особенно во времена испытаний и гонений. Ведь именно женщины не покидали Церкви в самую трудную годину: во времена гонений первых трех веков, иконоборческих смут, мусульманского ига на Востоке и на Балканах. Подобно тому как жены Мироносицы не оставили Христа во дни Его ареста, поругания, распятия и смерти (тогда как апостолы в большинстве своем оставили Его и разбежались), – подобно этому и во все другие тяжкие для Церкви времена именно женщины преимущественно перед мужчинами сохраняли ей верность. Так было и во времена последних великих большевистских гонений на Церковь в России, когда женщин среди открыто верующих людей было несравненно больше, чем мужчин, так что возникло даже выражение: «платочки спасли Церковь».

Почему женщины в трудные времена оказываются более верными Христу, чем мужчины? Причина здесь в том, что у женщин вера скорее сердечная, чем рассудочная, а потому ее любящее сердце сохраняет верность Христу не только в славе, но и в бесславии. Эта сердечная вера безошибочно угадывает великую тайну Божественной любви, угадывает, что путь Христа в этом мире не есть путь громкой земной славы, а есть путь Голгофы, путь страданий. Потому и не оставили Христа в Его уничижении и бесславии жены Мироносицы, тогда как апостолы, вера которых была более рассудочной, не смогли тогда ясно видеть этой тайны, почему и соблазнились крестной смертью своего Учителя и не показали такой верности, как Мироносицы.

Женщина имеет от Бога великий дар – любящее сердце, которое очень много может ей помочь в христианской жизни, в следовании за Христом. Но это только при условии, что женщина найдет для своей любви правильное применение. Старец Паисий Афонский говорит, что женщине для этого необходимо приносить себя в жертву, то есть жить не ради себя, а ради других. Потому что в противном случае – если та любовь, которую она имеет в себе, не найдет себе выхода, – сердце женщины приходит в негодность. По образному сравнению старца, не направляя свою любовь в нужное русло, женщина уподобляется включенному вхолостую станку, который трясется сам и сотрясает других.

Как же направить женщине свою любовь в нужное русло? Самым естественным и обычным способом для этого является семья, семейная жизнь. Здесь находит приложение женская любовь, здесь женщина приносит себя в жертву другим – мужу и детям. Здесь она живет не для себя, а для других и этим угождает Богу.

Потому и говорит святой апостол Павел, что женщина спасается через чадородие, то есть через рождение и воспитание детей. И для большинства женщин именно этот путь христианской семьи является наиболее подходящим.

Однако путь семейной жизни – не единственный, есть и другие пути, по которым могут пойти женщины, не имеющие семьи. Эти другие пути также заключаются в принесении себя в жертву, в служении Богу и людям. Одним из таких путей является, например, монашество. Но не обязательно только монашество. Те женщины, которые не готовы к тому, чтобы уйти в монастырь и стать монахинями, могут, тем не менее, и живя в миру идти по мере сил богоугодным путем жертвенности – через дела милосердия, через помощь больным, инвалидам, заключенным или даже просто через молитвенную, чистую, богоугодную христианскую жизнь. И если проходить такой путь правильно, то он может оказаться даже выше семейного пути. Ибо семейная женщина хотя и приносит себя в жертву, но приносит людям – мужу и детям, а та, которая живет духовной чистой христианской жизнью – непосредственно Богу. Семейная трудится для людей, а живущая духовной жизнью – для Бога. Ведь и апостол Павел говорит, что замужняя думает, как угодить мужу, а незамужняя – как угодить Богу, что несравненно выше.

Нужно также сказать, что существуют и свои опасности для женщин, свои ловушки, которые расставляет для них враг нашего спасения, диавол, хорошо знающий сильные и слабые стороны женской души. Одной из таких опасностей, по словам старца Паисия, является склонность женского сердца чрезмерно привязываться к суетным пустым предметам: красивой одежде, побрякушкам, безделушкам, к уюту, комфорту, роскоши, красивым вещам и тому подобному. Если женщина слишком привязывается к подобной суете, то она рискует всю любовь своего сердца – этот бесценный дар – разбазарить на пустые и бесполезные предметы, так что для Христа, для любви Божией в конечном итоге не останется ничего. Чтобы этого не случилось, женщине необходимо быть очень осторожной и внимательно следить, на что она отдает, на что расходует, чему посвящает любовь своего сердца.

Есть и другое опасное искушение для женщины – зависть и ревность. Если женщина не привязывается к пустым предметам, не растрачивает на них свою любовь, но старается направить ее в нужное русло, тогда диавол меняет тактику и пытается отравить любовь женщины, завистью и ревностью. И если женщина не будет внимательна к этой брани и не остережется, то любовь ее сердца, будучи задушена завистью, может очень скоро превратиться в ненависть. «Женщина от природы имеет много доброты и любви, – говорит старец Паисий, – и диавол сильно на нее нападает: он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда ее любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину».

Итак, женская душа, женская природа, имеет в себе и сильные, и слабые стороны, носит в себе и дары, и опасности. Если женщина-христианка сумеет развить и приумножить в себе сильные стороны и Богом данные дары, если сумеет не расточить свою любовь на пустоту и суету, а направить ее в нужном направлении – ко Христу и людям, то она может очень много преуспеть на христианском пути и в духовной жизни. И в этом случае она будет поистине подобна тем великим и святым женам Мироносицам, которых никакие испытания не смогли разлучить со Христом, которые остались Ему верными до конца. Эти святые жены пребыли неразлучными со Христом в этом мире, а потому пребывают неразлучными с Ним и в вечном Его Царстве, в Небесном Царстве святых.

Протоиерей Иоанн Павлов

МИРОНОСИЦЫ

Чьи там рыданья доносятся?

Чьи причитанья звучат?

Жёны идут – мироносицы,

ко гробу Господню спешат.

Миром душистым, как водится,

тело помазать Христа...

Сердце от горя заходится...

Смотрят – пещера пуста!

Только лишь гробные пелены.

«Кто же не смог уберечь Господа?!»

Смотрят растерянно...

Ангел выходит им встречь:

«Здесь не ищите умершего,

весть вам несу я с Небес.

Славьте дверь ада разверзшего:

ныне Сын Божий воскрес!

Вывел Адама с пророками,

грешные путы порвав,

дал вам надежду глубокую,

смерть Своей смертью поправ!»

монахиня Мария


ПАНАЦЕЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ - НРАВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Существуют традиционные и нетрадиционные методы лечения болезней. Некоторые больные оставляют лечение у профессиональных специалистов, предпочитая обращаться к услугам народных целителей, оккультистов или заниматься самолечением.

Основой, или фундаментом здоровья человека является нравственный образ жизни. Духовник посоветует избавиться от страстей, покаяться и постараться не повторять исповеданных грехов. Дело это непростое, здесь с первую очередь требуется большая сила воли. Иеромонах Кирилл (Абалакский мужской монастырь) говорит, что у прибегающих за советом часто не хватает мужества и веры. Чтобы изменить образ жизни из неправедного на праведный, необходимо волевое усилие. Перестроить свое мышление, свой образ жизни труднее, чем, ничего не меняя в своей жизни, прибегнуть к услугам оккультиста, народного целителя или заняться самолечением.

Зачастую отдельные медицинские методики навязываются в качестве лекарства от любых болезней. Агитация в виде хитроумных реклам разных панацейных методов лечения сегодня хорошо поставлена. В качестве панацеи навязываются биологические добавки, натуропатические и гомеопатические средства, тренажеры, дыхательные методики К.П. Бутейко (способствующая повышению содержания углекислого газа в легких), Р. В. Стрелкова (снижающая концентрацию кислорода в легких), В. Ф. Фролова (пропагандирующая переход на эндогенное, т. е. тканевое дыхание через ингалятор, заполненный водой), приборы с инфракрасным излучением или низкочастотным излучением и т. д. Множество литературы издается по системам оздоровления (Брегг, Шаталова, Семенова, Малахов и др.), по фитотерапии, лечению народными способами и даже оккультным методам лечения. При этом в числе показаний к применению перечисляются заболевания, а также укрепление иммунной системы, улучшение сна и потенции. Противопоказаний к их применению, как правило, якобы нет.

Для успешной реализации «панацее» присваивается заманчивое название или слоган (диск «Медив», «дыхательный эндогенный тренажер Фролова», «Методика Н. Шевченко побеждает не только рак», «Безнадежных больных нет!» и т. д.).

Нет ничего предосудительного в том, что человек хочет быть здоровым. Самое большое богатство каждого человека в отдельности и общества в целом – это, конечно, здоровье.

Использовать народные способы лечения травами, плодами, кореньями в виде настоев, ванн, ингаляций полезно, эффективны и некоторые мази. Однако самолечение может привести к отрицательному результату. Приведу два примера.

Пациентка N., страдающая заболеванием желудка, решила полечиться корнем имбиря, в результате через несколько дней наступило обострение заболевания. Известно, что корень имбиря наши предки употребляли вместо перца (действие его на организм идентично). Перец и имбирь противопоказаны при заболеваниях пищеварения. Причина обострения – пренебрежение советом врача.

Пациентка М. приобрела настойку живицы сосновой с целью самолечения, пила ее по инструкции: с одной капли, прибавляя по одной капле ежедневно, до 25 капель. В результате самолечения – обострение холецистита, панкреатита и сахарного диабета.

Вывод из этих примеров – обращаться за советом к врачу перед применением народного лекарственного средства.

С целью рекламы создатели «панацей» в описаниях своих методик помещают благодарственные письма больных, получивших исцеление или облегчение от болезней. Вчитаемся в них поподробнее. Н. Шевченко, пропагандирующий свой (народный) метод лечения рака и многих других заболеваний смесью водки с подсолнечным маслом, рекомендует ограничение в пищевых продуктах, отказ от вредных привычек, обращение с молитвой к Богу – как необходимые условия эффективности этой смеси.

Показательно, что в благодарственных письмах очень часто говорится о соблюдении рекомендаций относительно питания и отказа от вредных привычек, но никогда — об обращении к Богу… Такое половинчатое лечение не может полностью исцелить. Часто болезнь возвращается, неся новые страдания и недоверие к врачу.

Болея, мы не хотим и не умеем страдать, что приводит к поиску «панацеи» в надежде на чудо быстрого и полного выздоровления, на чем наживаются народные целители и оккультисты. Господь ежедневно творит чудеса исцеления, но люди стараются объяснить проявление Божественной благодати эффективностью какой-либо приобретенной широко рекламируемой «панацеи» или воздействием оккультиста (народного целителя).

Почему люди неправильно понимают случаи исцеления от болезни? Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) в своих «Медицинских беседах» пишет: «Что грех доводит нас до болезни и страсть – единственный корень недугов, – это неопровержимо. Конечно, в обществе нельзя услышать, чтобы говорили: от дурной жизни у меня отнялись ноги или сохнет спинной мозг; от страсти к охоте в болотах – у меня астма, от бессонных ночей за карточным столом – у меня головные боли, от страсти к вину – у меня болит печень, от страсти к еде – у меня рак на языке или в желудке и т. д. Никто так не выражается, и не потому, что совестно признаться в причине болезни, но вследствие неприятия слова «грех», так как оно выброшено из употребления».

Всякая болезнь происходит от собственных грехов – эта истина подтверждается словами Спасителя расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2-8). После исцеления обездвиженного страдальца Христос сказал ему: «Не греши же, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 2-14).

В Библии мы находим ответ на вопрос: почему одни получают исцеление от страдания, а другие нет? Только крепкая вера, что Господь может исцелить, приносит выздоровление кровоточивой, которой Христос сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 20-22). Поражает вера языческого сотника, через посланников просившего Господа: «Скажи слово – и выздоровеет слуга мой!» (Лк. 7, 2-10). Отцу бесноватого и немого сына Господь говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23-24).

Спасительна та вера, которая не допускает сомнения и основана на духовном совершенстве. Заболев, праведники молятся, пьют святую воду, причащаются. Зачем им другие средства, когда они знают, что спасение зависит от воли Господней и от их веры? Для лечения верой необходимо всецело предаться в руки Божий через самоотвержение и несение своего креста. «Крест есть совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий. Вся разница между праведниками и нами в том, что они предались всецело в руки Божий, а мы боимся этого решительного шага и не хотим отказаться от своего разума и воли».

Сколько можно видеть молящихся в церкви, но много ли из них истинно верующих, проникнутых верою, доверившихся Богу и отказавшихся от своей воли? «Мы дорожим жизнью, наша цель – успеть устроить все, что нам кажется необходимым для семьи и близких, а праведники тоже хотят жить, но для иной цели: чтобы страданиями на земле искупить свою будущую жизнь и успеть омыть свои грехи покаянием».

Не могущие лечиться сами, своею верою, должны пользоваться помощью докторов и лекарствами, но одновременно сознавать, что ни они сами, ни врачи ничего не могут изменить без воли Господней. Мы обязаны полагать свою надежду на Создателя, просить усердно в молитвах Его помощи, милосердия к нашим грехам и сами бороться до последней крайности с нашими страстями, малодушием и маловерием.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) приводит свое наблюдение за крестьянами, которым он давал лекарство: «перекрестившись и прочитав молитву, они проглатывали лекарство без всякого сомнения, уповая не на лекарство и врача, давшего его, а на всемогущего Бога». Нам необходимо подражать им, помятуя слова Господа: «... без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков: и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Соб. послание св. ап. Иакова, 1, 5-6).

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Там же, 5, 14-15).

«От нас, учеников Христовых, требуется сораспятие с Ним, и только взявшие охотно свой крест и идущие за Ним докажут силу своей веры..., – пишет митрополит Серафим (Чичагов), – Считающий болезнь за крест повинуется благой воле Божией, в твердом уповании на его милость».

Проблема многих больных, а также здоровых людей в том, что они не имеют четкого представления о зависимости между поведением, образом жизни и риском заболеть. Неприятие слова грех (первопричины болезни), отсутствие веры или маловерие искажают в сознании людей понимание истинного пути лечения болезни. Поиск панацеи – чуда исцеления – без всякого телесного и духовного подвига приводит их к оккультистам (служителям падших духов).

С древних времен человеку запрещено обращаться к прорицателю, гадателю, ворожее, чародею, обаятелю, вызывающему духов, волшебнику и вопрошателю умерших, «ибо мерзок перед Господом всякий делающий это» (Втор. 17, 10-12). Святой апостол Матфей предупреждает: «...бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).

К рекламам разного рода панацей надо относиться с разумением, осторожно. Чтобы не навредить себе самолечением, желательно на лечение получить совет врача, благословение духовника (священника).

Л. Ф. РУДНЕВА, заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор, г. Тюмень.


ВСЕ СПАСАЮЩИЕСЯ - КРЕСТОНОСЦЫ

Имя мое Павел. Мне тридцать лет. С двадцати лет болен рассеянным склерозом. Это очень тяжелое заболевание, которое в большинстве случаев приводит к глубокой инвалидности. Весной 2007 года мне стало хуже. Дождавшись своей очереди, лег в больницу. Много я возлагал надежд на эту госпитализацию. Но врач, осмотрев меня, сказал, что лучше мне не будет.

Был теплый и ясный сентябрьский день. Вокруг пели птицы. Мимо, куда-то торопясь, проходили люди. Я сидел около своего дома в инвалидной коляске и смотрел в небо, думая о том, как дальше жить и стоит ли это делать. Вдруг я услышал голос. Это был голос моей соседки по подъезду. Она спросила о моем имени и крещен ли я. С равнодушным видом я назвал свое имя и сказал, что крещен. Она сказала, что будет за меня молиться. И в этот момент что-то произошло. Внешне ничего не случилось: не сверкнула молния, не грянул гром, но в это мгновение я вдруг ощутил, где в этой жизни правда.

Через две недели состоялась моя первая исповедь. Она началась со слов: «Батюшка, я в отчаянии!» С отцом Димитрием мы говорили преимущественно о смысле жизни. Ранее я видел его в том, чтобы «есть, пить и веселиться». Но жизнь моя сложилась так, что ни вдоволь есть, ни вдоволь пить, ни веселиться я не мог. После исповеди я стал смотреть на свою болезнь не как на проклятие, а как на союзницу, как на свой спасительный крест. Ведь, устраняя многое ненужное, она делала путь к Богу более открытым. Через две недели я причастился.

С тех пор жизнь моя очень сильно изменилась. Стал с жадностью читать духовную литературу. Произведения таких авторов, как Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник стали для меня критерием понимания многих аспектов моей жизни. Стал слушать духовную музыку, классику. Фильмы выбираю серьезные - исторического и религиозного содержания. Изменилось понимание красоты. Я понял, что истинная красота живет в сердце.

Все, что для меня ранее казалось важным, потеряло свою важность - произошла переоценка ценностей.

Когда на станцию приходит поезд, на перроне начинается настоящая суматоха. Люди мечутся в поисках своего вагона. Мое же состояние можно сравнить с человеком, который нашел свое купе и смотрит на перрон из окна. Очень важно найти смысл своей жизни, разглядеть свой крест. По словам Игнатия Брянчанинова, «все спасающиеся - крестоносцы».

Павел МОРОЗОВ

Врач сообщил человеку о неутешительном диагнозе, который означал скорую неминуемую смерть. Погоревал человек и решил напоследок съездить на рыбалку. И поймал он на свою удочку золотую рыбку, которая вдруг заговорила человеческим голосом. И попросила рыбка отпустить её обратно в воду, за что она выполнит два любых желания человека: одно сейчас же, а другое – в любое время, когда ему захочется. Нужно будет только прийти к этому месту и кликнуть золотую рыбку. Выпустил человек рыбку в её родную стихию и воскликнул: «Я жить хочу!» «Что ж, пусть будет по-твоему, живи долго», – сказала рыбка, вильнула хвостом и исчезла с глаз.

При следующем медицинском осмотре лечащий врач, к своему неописуемому изумлению, не обнаружил у человека никаких следов страшной болезни. Исцелённый же стал жить долго и счастливо. Старились и умирали его друзья, умерла жена, по одному стали уходить из жизни его дети, внуки разлетелись по городам и весям. Постепенно он остался совсем один. Годы неумолимо брали своё, человек старился, и с годами старческие немощи стали его одолевать всё чаще и чаще. Одинокий и всеми забытый, он с трудом передвигался по своей квартире, а в один из печальных дней и вовсе не смог встать с постели. Человек лежал немощный и неподвижный, с ужасом думая, что ему придётся вот так и жить, заживо гния. «И зачем я так долго живу? Лучше бы умер раньше, когда вокруг меня были близкие и друзья», – с тоскою думал он. И вдруг вспомнил, что золотая рыбка обещала выполнить его второе желание. И захотелось человеку тотчас поехать на то место, где когда-то он поймал золотую рыбку, и попросить её послать ему скорую смерть.

Но желание его так и не было исполнено: отвезти человека к золотой рыбке, увы, было некому.


О СТРАСТИ ЧРЕВОУГОДИЯ

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых, как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней. Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник, восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к Небесному Царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия и разврат. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы. Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на изображение Гаргантюа. Недаром, говорят, один ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо?».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия: это тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани. Надо помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые Отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если естественная – остается.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти. Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву, как язычник – идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например, трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Архимандрит Рафаил (Карелин)


ЗОЛОТАЯ СПИРАЛЬ БОГА

Однажды мой сын Серёжа забыл на скамейке автобусной остановки рюкзачок c красками и цветными карандашами (он возвращался с рисования). Когда Серёжа, уже дома, опамятовался и мы вместе прибежали на остановку, рюкзак уже валялся в грязи, а рядом, такие яркие на чёрной жиже, – переломанные пополам карандаши. Но знаете что? Вспоминать об этом случае нисколько не обидно. Потому что в минуту огорчения мы с Серёжкой одновременно заметили на пустой скамейке... небольшую ракушку. Более странного предмета здесь нельзя было бы и представить. И мы решили, что лежит он тут для нас.

Присели мы на скамью и невольно залюбовались раковиной. Судя по её лёгкости и безыскусности, её когда-то возила на себе улитка. Гладкий коричневый панцирь был туго закручен в спираль, и линия этой спирали была такой тоненькой – словно вычерченная волшебным циркулем (обычные-то циркули ведь не умеют чертить спирали). И вот этот, почти невесомый, предмет вдруг перевесил для нас и поломанные чьей-то рукой карандаши, и горечь Серёжкиной обиды. Мы поверили, что ракушка-игрушка – это подарок маленькому художнику от Того Художника, что сотворил небо и звёзды, цветы на яблоне и подводные сады. «Не огорчайся, – словно говорил Кто-то. – Тянись к красоте, умей её видеть – этого у тебя никто не отнимет. А Я всегда с тобой».

Эта история вспомнилась мне, когда однажды прочла статью одного западного учёного, Фрэда Уилсона, в которой говорилось о том, что гармонию Божьего творения, оказывается, можно «высчитать». Что же это за формулы такие? И какое отношение к красоте имеет сухая математика? А вот оказывается, имеет!

Форма спирали встречается в природе довольно часто. Рог барана, хвост морского конька, высокие волны, набегающие на берег, водоворот, молекула ДНК, растущие листья папоротника, цветок розы и много чего ещё – всё это примеры «золотой спирали» (именно так называют красоту этой формы). По спирали расположены и листья вокруг стебля растения, что хорошо видно, если посмотреть на стебель сверху. Благодаря этому каждый листик получает вдоволь солнечного света и воздуха и листья не мешают друг другу. Получается, в этом образцовом порядке сказывается отеческая забота Бога о Своём творении!

«Золотая спираль» закручена по строго математической схеме. Если внимательно приглядеться, например, к подсолнуху, мы увидим два ряда спиралей, образуемые семенами, которые закручиваются в противоположном направлении. Когда мы, не поленившись, подсчитаем количество семечек в каждом направлении, то выяснится, что в большинстве случаев соотношение чисел, в зависимости от размера цветка, будет следующим: если цветок маленький, то 34 и 55; если средний, то 55 и 89; если большой, то 89 и 144.

Эти числа являются частью последовательности чисел Фибоначчи, которая была открыта в 1200 г. н.э. Леонардо Пизанским (исторически он известен как Фибоначчи). Каждое последующее число является суммой двух предыдущих чисел. Последовательность этих чисел такова: 1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,233 – и так далее до бесконечности.

Если большее число из этой последовательности разделить на меньшее, расположенное рядом, то приблизительно получается 1,618. Ещё мастерами Древнего мира было замечено, что человеку наиболее приятно смотреть на предмет (будь то ваза или здание храма), который как бы вписан в так называемый золотой прямоугольник. Если короткая сторона прямоугольника равна 1, то его длинная сторона будет равна 1,618. Многие вещи, которые нас окружают, в своей основе имеют «золотой прямоугольник»: книги и тетради, картины, оконные и дверные проёмы. И мы испытываем неясное чувство дискомфорта, если видим, что в вещи нарушен принцип «золотого сечения».

Если же говорить о природе, то в биологических исследованиях было доказано, что, начиная с вирусов и растений и кончая организмом человека, всюду выявляется та самая «золотая пропорция», характеризующая соразмерность и гармоничность их строения.

...А ту ракушку я часто беру в руку и думаю о том, что всё-таки красота – это тайна. Хоть и думают люди, что измерили её линейкой и циркулем до последнего миллиметра.

Елена ГРИГОРЯН


СВЕЧИ НА ВЫНОС

В церковной лавке толпились люди. Брали в основном свечи. Молодая женщина попросила десять штук восковых.

– Простите, вы ставить будете или с собой хотите взять? – спросила работница лавки.

– С собой.

– А можно узнать, для чего?

– Да вот дочка болеет, бабушка лечить будет. Воск отливать.

– Да вы что! Это же колдовство.

– Да какое же колдовство? Всегда так лечили. Бабушка верующая, в церковь ходит, её священник лечить благословил.

– А вот этого не может быть. Никогда священники таких бабушек не благословляют и даже к причастию не допускают, как ворожей.

– Да я сама видела, как батюшка её благословлял.

– А на что благословлял, вы слышали? Есть такие хитрые бабушки: лечат людей заговорами, воск отливают, а перед этим подойдут к батюшке и говорят: «Благословите!» А батюшка-то не знает, для чего просят, и благословляет. Они же потом всем и говорят, что, дескать, в церкви на лечение благословение взяли. Так что не берите грех на душу, а приводите ребёнка на причастие, даст Бог, и поправится. Да и самой нужно поисповедаться и причаститься, ведь дети наши – это наши грехи воплощённые, за нас, бедные, страдают.

– Так не дадите, что ли, свечей?

– Простите великодушно, но взять на себя такой грех не могу. Подходите, следующий!..

– А мне три свечи любые, только заверните, пожалуйста, – просит женщина, что стояла следом.

– С собой хотите взять? А для чего?

– Да квартиру почистить.

– И как это вы её «чистите»?

– Да как обычно – зажигаю и освящаю все углы, вся нечисть и выжигается.

– А вы знаете, что это та же ворожба?

– Если это ворожба, то что тогда здесь, в церкви, происходит? Ведь везде свечи горят.

– У свечи одно предназначение – светить, здесь их и зажигают, чтобы светить, а не «святить». Свеча – суть нашей молитвы; мы свечу зажигаем, молимся и уходим, а свеча горит, и пламя от неё к небу тянется, как наша молитва. В этом духовный смысл церковной свечи. А какой духовный смысл, когда вы со свечой по квартире бродите? Это и есть ворожба. Чтобы квартиру освятить, священника вызывают и святой водой комнаты кропят, да не углы, а стены. Так что простите, для таких целей отпустить вам свечи не могу.

– А мне, милая, только одну, но восковую. Я не ворожить, я ухо полечить, – охая проговорила другая, старая, женщина. – В ухе стреляет, так мне нужно воск в бумагу завернуть, поджечь, он гной-то и вытащит.

– Бабушка! Так вам воск нужен, а не свеча. Свеча ведь молитвой освящена, грешно её так использовать. Сходите на рынок да воску купите.

– Так на рынок-то, милая, далеко, а церковь рядом.

– Ну хорошо, приходите завтра, я спрошу у кладовщицы – у неё должны быть свечи ещё не освящённые, я одну для вас отложу, уж потерпите до завтра. Следующий!

– А мне тоже восковых. Я не для отливки и не для чистки квартиры, уж я понимаю, что к чему, – у верующего врача лечусь. Мы там во время медитации свечи зажигаем.

– О Господи! Какая ещё медитация с церковной свечой? Это в восточных религиях медитация, а в православии даже термина такого нет. Не могут быть такие врачи православными.

– Нет, она даже очень православная! У неё в кабинете кругом иконы висят. И «Отче наш» она перед диагностикой ауры читает!

– Женщина! Отойдите пока в сторонку, сейчас батюшка с треб вернётся, он с вами поговорит. Вы сами не знаете, в какой капкан по своей воле идёте. Да что это за день такой сегодня? Подходите, кто следующий. Вам что, тоже свечи с собой?

– Да нет. Вот хочу поставить за здравие да за упокой.

– Ну слава Тебе, Господи!

Валерий МЕЛЬНИКОВ


ЗОЛОТАЯ СПИРАЛЬ БОГА

Однажды мой сын Серёжа забыл на скамейке автобусной остановки рюкзачок c красками и цветными карандашами (он возвращался с рисования). Когда Серёжа, уже дома, опамятовался и мы вместе прибежали на остановку, рюкзак уже валялся в грязи, а рядом, такие яркие на чёрной жиже, – переломанные пополам карандаши. Но знаете что? Вспоминать об этом случае нисколько не обидно. Потому что в минуту огорчения мы с Серёжкой одновременно заметили на пустой скамейке... небольшую ракушку. Более странного предмета здесь нельзя было бы и представить. И мы решили, что лежит он тут для нас.

Присели мы на скамью и невольно залюбовались раковиной. Судя по её лёгкости и безыскусности, её когда-то возила на себе улитка. Гладкий коричневый панцирь был туго закручен в спираль, и линия этой спирали была такой тоненькой – словно вычерченная волшебным циркулем (обычные-то циркули ведь не умеют чертить спирали). И вот этот, почти невесомый, предмет вдруг перевесил для нас и поломанные чьей-то рукой карандаши, и горечь Серёжкиной обиды. Мы поверили, что ракушка-игрушка – это подарок маленькому художнику от Того Художника, что сотворил небо и звёзды, цветы на яблоне и подводные сады. «Не огорчайся, – словно говорил Кто-то. – Тянись к красоте, умей её видеть – этого у тебя никто не отнимет. А Я всегда с тобой».

Эта история вспомнилась мне, когда однажды прочла статью одного западного учёного, Фрэда Уилсона, в которой говорилось о том, что гармонию Божьего творения, оказывается, можно «высчитать». Что же это за формулы такие? И какое отношение к красоте имеет сухая математика? А вот оказывается, имеет!

Форма спирали встречается в природе довольно часто. Рог барана, хвост морского конька, высокие волны, набегающие на берег, водоворот, молекула ДНК, растущие листья папоротника, цветок розы и много чего ещё – всё это примеры «золотой спирали» (именно так называют красоту этой формы). По спирали расположены и листья вокруг стебля растения, что хорошо видно, если посмотреть на стебель сверху. Благодаря этому каждый листик получает вдоволь солнечного света и воздуха и листья не мешают друг другу. Получается, в этом образцовом порядке сказывается отеческая забота Бога о Своём творении!

«Золотая спираль» закручена по строго математической схеме. Если внимательно приглядеться, например, к подсолнуху, мы увидим два ряда спиралей, образуемые семенами, которые закручиваются в противоположном направлении. Когда мы, не поленившись, подсчитаем количество семечек в каждом направлении, то выяснится, что в большинстве случаев соотношение чисел, в зависимости от размера цветка, будет следующим: если цветок маленький, то 34 и 55; если средний, то 55 и 89; если большой, то 89 и 144.

Эти числа являются частью последовательности чисел Фибоначчи, которая была открыта в 1200 г. н.э. Леонардо Пизанским (исторически он известен как Фибоначчи). Каждое последующее число является суммой двух предыдущих чисел. Последовательность этих чисел такова: 1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,233 – и так далее до бесконечности.

Если большее число из этой последовательности разделить на меньшее, расположенное рядом, то приблизительно получается 1,618. Ещё мастерами Древнего мира было замечено, что человеку наиболее приятно смотреть на предмет (будь то ваза или здание храма), который как бы вписан в так называемый золотой прямоугольник. Если короткая сторона прямоугольника равна 1, то его длинная сторона будет равна 1,618. Многие вещи, которые нас окружают, в своей основе имеют «золотой прямоугольник»: книги и тетради, картины, оконные и дверные проёмы. И мы испытываем неясное чувство дискомфорта, если видим, что в вещи нарушен принцип «золотого сечения».

Если же говорить о природе, то в биологических исследованиях было доказано, что, начиная с вирусов и растений и кончая организмом человека, всюду выявляется та самая «золотая пропорция», характеризующая соразмерность и гармоничность их строения.

...А ту ракушку я часто беру в руку и думаю о том, что всё-таки красота – это тайна. Хоть и думают люди, что измерили её линейкой и циркулем до последнего миллиметра.

Елена ГРИГОРЯН


Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld