![]() | |
|
|
![]() | |
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - НАЧАЛО ЦЕРКВИ |
|
![]() В день Пятидесятницы Дух Святой основал Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христиане стали членами духовной семьи, Отец которой Бог, а старшие братья – ангелы. Пятидесятница явилась вечным водоразделом между христианской Церковью, Церковью благодатной, полной Божественных сил и энергии, и другими религиями мира, где тени и осколки истины, но нет Христа и Духа, Света и Жизни; Пятидесятница положила глубокую пропасть между мистикой Православной Церкви и языческими культами. В день Пятидесятницы апостолы и ученики Иисуса Христа собрались на молитву в доме, находящемся в Иерусалиме на Сионской горе. Во время молитвы Дух Святой сошел на апостолов и учеников Христа в виде разделяющихся языков пламени. В день Пятидесятницы, в излиянии небесного света, в шумных порывах бури, в сиянии и блеске дивных огней родилась Новозаветная Церковь. После Сошествия Духа Святого Сионская горница стала первым христианским храмом, а община учеников Христа – Вселенской Церковью. Всего 120 человек было первоначально в Церкви, но она являлась Вселенской по Божественной идее и предназначению, по неисчерпаемому духовному потенциалу, который получила она в день Пятидесятницы. Ни количество членов, ни внешние атрибуты, а присутствие Духа Святого и верность истине делают Церковь Вселенской. Дух Святой сошел на апостолов в чувственных и зримых образах, потому что день Пятидесятницы был началом преображения всего видимого мира Космоса. Сошествие Духа Святого должно было стать не только переживанием апостолов – фактом их внутренней жизни, но открыться миру в виде величественной Феофании (Богоявления). В Мцхетском Кафедральном соборе Светицховели есть изображение солнца с двенадцатью лучами: символ Христа – духовного Солнца – и апостолов – лучей, просветивших мир. В Новозаветной книге «Деяния апостолов» описана жизнь первенствующей христианской Церкви, жизнь, полная сверхъестественных явлений Божественных сил, чудес, исцелений и пророческих вдохновений. Но самым великим чудом была духовная любовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал постоянную заботу всей Церкви, где исчезали мирские различия и преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца. Религиозные и философские учения древнего и нового времени тоже говорят о любви. Но как отличается эта любовь от евангельской! Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам; она кажется разрушением всех общественных и этических устоев. «Если я буду любить врагов, то что останется друзьям?!» – сказал Конфуций. Китайский моралист не понял, что, любя врагов, человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и поэтому его любовь к друзьям становится еще крепче и светлее; Конфуций не ведал, что духовная любовь, имеющая своим источником Бога, неисчерпаема и неразделяема. О любви говорил Будда, но в контексте его учения буддийская любовь – это пассивное и холодное доброжелательство. Любовь как чувство для буддиста – оковы души, привязывающие ее, как и ненависть, к крутящемуся колесу космического бытия. Высшим состоянием для буддиста является безстрастие и безучастие ко всему. О любви говорят Веды; но это любовь к своей касте. Любви и милосердию учит синтоизм, у самураев был особый рыцарский кодекс – защита бедных, безпомощных, старых и больных. Но по преданию синтоизма, боги создали японцев, а остальное человечество сотворили низшие духи. Поэтому любовь к своему народу у самураев основана на чувстве национального превозношения. О любви и дружбе писали античные философы, но эта любовь ограничивалась или узким кругом друзей, или пределами полиса и государства. Раб в античном мире был только вещью своего господина. Даже стоик и моралист Сенека, которого считают наиболее близким к христианству, писал: «Сострадательны старые женщины, а мудрец – никогда». Великим чудом и необъяснимым феноменом истории была сама апостольская проповедь. Если бы Христос выбрал себе в ученики мудрецов и философов, интеллектуалов эллинистического и иудейского мира, то можно было бы предположить, что они своей личной гениальностью, блестящим красноречием и философской оснащенностью распространили и утвердили христианство среди народов мира. Но это были простые рыбаки, земледельцы и ремесленники, ничем не выделяющиеся из своей среды. Не их проповеднические дарования, а Божественная сила властно влекла сердца людей к учению Христа. Против христианской Церкви стояла боевым станом Римская империя. Ее блестящие интеллектуальные силы, языческие религии и оккультные системы с их захватывающими мистериями; мощный и гибкий административный аппарат, несокрушимые римские легионы – весь языческий мир объединил свои силы в борьбе с Церковью, обрушился на нее всей своей тяжестью, зажег пламя гонений на христиан на трех континентах, напоил землю империи, как дождем, мученической кровью – и пал смертельно раненый в этой битве. Церковь одержала духовную победу и вышла из кровавых гонений еще более светлой, еще более сияющей своей духовной красотой. Апостолы, укрепленные Духом Святым, донесли Евангелие, Благую весть, до «пределов земли» – самых отдаленных стран и областей античного мира. Они основали христианские общины, рукополагали пресвитеров и епископов, следили с материнской заботой и отцовской строгостью за жизнью новоутвержденных Церквей, как будто носили их в своем сердце. Апостолы свидетельствовали об истине своего благовестия явлениями силы Божией и дивной любовью, а завершили подвиг жизни мученичеством – свидетельством, написанным кровью. Праздничное богослужение в день Пятидесятницы открывается пением молитвы Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю…». Бог – наш Владыка и Вседержитель. Он Царь светозарных и светоносных ангелов, а когда воцаряется в человеческой душе, то делает ее небом. Христианин называет себя «рабом Божиим». Некоторых людей шокируют эти слова, они считают их досадным архаизмом, чем-то противоположным понятиям «свобода и человеческое достоинство». Сделаю небольшое отступление, приведу пример из жизни Сократа. В день рождения Сократа ученики пришли поздравить своего учителя и принесли подарки, каждый что мог. Один юноша, последним подойдя к Сократу, сказал: «Я беден, но дарю тебе единственное, что имею, – себя самого в твое полное распоряжение». Сократ ответил: «Твой дар самый драгоценный из всех, которые я получил. Я принимаю его, но только для того, чтобы, обучив тебя, затем вернуть тебя тебе же самому, но в лучшем виде». В рабстве Божием человек получил свободу от страстей и грехов – самого постыдного рабства, самой жестокой тирании. Он получает нравственные силы поступать по голосу своей совести. Мы – рабы Божии, но Бог не рабовладелец, Он приходит в сердце наше как Освободитель, как жизнь и свет. Христианство декларативно не отменило рабства, но уничтожило его корни. Античный мир в лице своих самых выдающихся представителей, Платона и Аристотеля, признавал рабство необходимым институтом государства и естественной формой социальной жизни. Учение Христа провозгласило равное достоинство раба и его господина. Оно лишало рабство какого-либо морального оправдания. Рабство исторически еще продолжало существовать, но уже как уродливая форма общественных отношений, как болезненный нарост на теле человечества. Христианство произнесло приговор рабству, и не его вина, если этот приговор не сразу был понят и исполнен. Святой Дух назван Утешителем. Все люди жаждут счастья, но каждый понимает и ищет его по-своему; большей частью во внешнем и проходящем, в мертвой материи, там, где его нет. Поэтому люди несчастны, а история человечества – трагична. Человек хочет найти счастье в удовлетворении своих стремлений (утверждении себя) и страстей, иногда грубо чувственных, иногда утонченных и опоэтизированных, но душа, едва достигнув желаемого, ощущает пустоту и разочарование. «Это не то, что я ожидала»,- говорит она. Только Бог, создавший из небытия человека, может заполнить Собой бездну его сердца и даровать Свой мир и покой. В день Пятидесятницы Дух Святой основал христианскую Церковь. Древние и новые теософы говорят, что христианство – один из многих путей к Богу. Но Христос сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». В других религиях есть захватывающие мистерии, феерический блеск мысли, призраки иных высот и глубин, в них даже можно найти изречения, вроде бы схожие с евангельскими (чаще всего – заимствованные из них), но там нет Христа, Божественного Логоса и Духа Святого, Божественной силы. Пятидесятница – не только начало Церкви, но и ее постоянно продолжающееся бытие, излияние Духа Святого и освящение верующих в молитвах и таинствах. Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно-прекрасным храмом Божества во веки. Архимандрит Рафаил (Карелин) (печатается с сокращением) | |
|
![]() | |
|
|
![]() | |
ИЗ СПИСКА ПРАВИЛ НЕ ПОЗНАЕШЬ БОГА |
|
Когда какой-то человек со многими проблемами приходил к ним, они не начинали ему говорить только о внешних вещах; и о них, конечно, не забывали, но, главным образом, они говорили о связи с Богом. Поэтому в Евангелии Христос говорит, что первая и наиглавнейшая Божия заповедь не «не укради» или «не прелюбодействуй» – это в последнюю очередь, – а связь с Богом, которая выражается в словах «возлюби Господа». Если ты любишь Бога, имеешь здоровую и живую любовь к Нему, то всё прочее приходит само собой. А в противном случае ты можешь делать все другие вещи без того, чтобы иметь и углублять отношения с Богом. И тогда ты станешь хорошим человеком, даже замечательным человеком, но не тем, кто имеет связь с Богом. Поэтому современные христиане, даже моего возраста, удивляются и не понимают основных вещей в Церкви. Они говорят: «Разве недостаточно того, что я всё это выполнил? Чего ещё ты хочешь?» Они не могут понять, например, монашество и говорят: «Зачем становиться монахом? Разве ты не можешь попасть в рай, подвизаясь в миру?» Конечно, можно попасть в рай и так. Но мы становимся монахами не потому, что только так можно спастись. Наши отношения с Богом – это вопрос любви. Это не вопрос долга – ходить в церковь, исполнять заповеди и быть хорошим человеком. Так влюблённый без всякого рационального рассуждения берёт гитару и идёт к дому любимой и поёт там всю ночь, чтобы выразить свою любовь. Раньше так делали, сейчас не знаю, как делают, может быть, отправляют е-мейл... Связь с Богом – это связь любви, безграничной любви. Она не умещается в схемы или программы, это пламя, которое разгорается в человеке и воспламеняет его. Оно не зависит от внешних вещей, даже не оглядывается на них. А те, кто смотрит на внешние вещи, так же поступают и в семейных отношениях, и разрушают свои семьи, потому что говорят: «Разве я не хороший муж? Разве не даю тебе денег? Разве не отправляю тебя в путешествия каждое лето? Разве не езжу с тобой на выходные? Разве не прихожу каждый день с работы прямо домой? Я не связываюсь с другими женщинами, не оскорбляю и не бью тебя». Иными словами, есть некий список, исполняя который, я оказываюсь хорошим. И когда они видят, что в какой-то момент их дом рушится, что один бывает пренебрегаем другим или их половина имеет связь с кем-то ещё, они сокрушаются и спрашивают: «Почему?» Они не понимают, что все эти вещи не являются каким-то универсальным рецептом. Не бывает так, что, выполняя какой-то список ограничений и предписаний, ты становишься хорошим. Ты можешь выполнить всё и остаться безполезным. Как фарисей, исполнивший всё, написанное в Законе, был отвергнут Богом, а мытарь, не исполнивший ничего из написанного в Законе, был принят Богом. Следовательно, вопрос заключается в том, каким человек предстоит пред Богом и есть ли та живая связь, которая превозмогает Закон и внешние вещи. Некоторые могут сказать: «Если ты желаешь верить в Бога, то должен делать это и это». И мы слышали нечто такое, от чего волосы встают дыбом, особенно адресуемое молодёжи: «Чтобы быть церковным человеком, Божьим человеком, хорошим человеком, нужно каждую неделю ходить в храм, не совершать нехорошего, не делать того и этого, причащаться три-четыре раза в год и четыре раза исповедоваться». И на этом всё заканчивается. Но это ошибка. Необходимо найти связь нашего бытия с Богом, и чтобы это была живая связь, как тогда, когда ты любишь другого человека, и любишь без схем, предписаний и рецептов. Как связь между тобой и другим человеком – живая, так происходит и в отношениях с Богом. Только таким образом вы подлинно можете почувствовать ту полноту, о которой говорит Евангелие. Поэтому мы сказали ранее, что надо глядеть не только на внешнее, а проникать глубже, чтобы видеть причину нашей внутренней пустоты и того, что происходит с нами. Почему у нас есть потребность в других вещах? Потому что нет живой связи с Богом. Когда мы постигаем причины, то понемногу приходим в смирение, потому как если бы мы действительно сильно любили Бога, то не имели бы нужды заливать горе вином. Когда человек знает это, он постепенно привыкает смотреть на вещи правильно и начинает исцеляться от той проблемы, которая его мучает. Не знаю, не утомили ли вас вещи, о которых я говорю. Но я верю, что это касается самого главного и намного важнее того, что часто слушают церковные люди, например, о глобализации или клонировании. Конечно, и об этом надо знать мнение Церкви, но вы об этом слышите каждый день и знаете лучше меня. От епископа же и от Церкви нужно слушать о том, что вы не можете услышать в другом месте. Сразу после слов «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) Христос возводит нас на следующую ступень, говоря: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Когда мы говорим «милостивый» или «милосердный», то вспоминается милостыня. Подходит некто с протянутой рукой, и ты даёшь ему монету или купюру – это, конечно, милостыня; так же, как и участие в различных социальных делах и в заботе о нуждающихся. Всё это хорошо и необходимо для поддержания общественной жизни. Однако здесь Христос говорит не только об этом, Он не останавливается на внешних вещах – в Его словах есть особенная глубина. Когда мы слышим слово «милостивый», наш ум возводится к Самому Богу. Как мы говорим в Церкви: «ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог», «помилуй мя по велицей Твоей милости». «Милостивый» – это эпитет Бога. Итак, человек милостив в подражание милостивому Богу. У преподобного Исаака Сирина есть прекрасные слова: «Что такое милостивое сердце? Это сердце, скорбящее о всём творении, о всех людях, о птицах, о зверях, о демонах и о всякой твари, так что, когда человек видит их или вспоминает о них, из его глаз текут слёзы». Почему так? Потому что таков Бог. Бог любит всех без исключения – это основная истина Церкви; нет ни малейшей перемены в любви Бога к Своему творению. Как Он любит нас, так любит и демонов. Ибо если Бог кого-то любит меньше, а кого-то больше, то это означало бы, что Он имеет меру в любви, имеет изменения в Себе и не является совершенным. Но дело в том, что как раз мы не равны в своей любви к Богу. Дьявол вообще не любит Бога, а Пресвятая Богородица всецело любит Его. Из нас же кто-то любит Его на десять процентов, кто-то – на двадцать, кто-то – на сто, и поэтому в наших отношениях с Богом есть различная мера – в зависимости от человека, а не от Бога. Это главное, что нам нужно знать, чтобы не возводить на Бога обвинения, будто «Он других любит много, а меня мало». Поэтому, когда мы знаем, каков наш Первообраз – Бог, тогда можем понять и человека. А также узнаём, что в конечном счёте не можем любить одних больше, а других меньше, так же как и то, что мы не должны быть грубы в отношении, например, преступников или людей, оказавшихся в затруднительном положении. Не можем в душе питать дурное расположение. Ты должен чувствовать любовь ко всем без исключения. Рассмотрим, есть ли в нас эта мера совершенной любви? Нет. Мы стоим ниже, всякий в свою меру. Хорошо бы, если бы мы были великими святыми. Тогда у нас была бы совершенная любовь. Наша любовь мала, но мы говорим о совершенной, чтобы видеть, к чему нужно стремиться. Совершенство – это когда ты относишься к человеку с абсолютной любовью. Любовь не означает довольствование собственными желаниями, не означает, что я поглупел, не понимаю, что происходит вокруг, и вижу всё в розовом свете. Божий человек – не дурак и не безумец. Что в действительности происходит? Просто из души человека изгоняются страсти и он видит вещи, как они есть; видит зло, видит лукавство, прекрасно понимает их, но уже не руководствуется страстями в отношении других людей и может исправлять нечто мирным, безстрастным образом, потому что обладает абсолютной любовью. Это очень важно, потому что если у нас нет такой любви, то, сталкиваясь каждый день с проявлениями человеческой злобы, мелочности, недостатков, мы начинаем относиться плохо к людям, даже если не хотим этого. Таково человеческое несовершенство. Если у тебя нет великодушного отношения к таким вещам, то ты попадёшь в ту мельницу, где и сам будешь молоть, и тебя перемелют, и не сможешь вынести ни одной жизненной трудности, даже со стороны самого любимого тобою лица. Если мы не имеем милостивого сердца, тогда попадаем в эту мельницу, которая перемелет нас жерновами тягот, разочарований, огорчений, потому что сердце наше не научилось тому духовному благородству, которое рождается от сострадания ко всякому человеку. Потому что только когда почувствуешь другого человека, сможешь его понять. До такой степени должно быть чувствительно твоё сердце, чтобы оно ощущало мысли и движения других людей. А как ты можешь понять их, если сердце твоё чёрство? Когда сердце окаменело от страстей, греха и корыстолюбия, ты не поймёшь ничего из этого или сделаешь ещё хуже: можешь убить другого и смеяться над этим. Есть люди, которые радуются, когда мучают других, а есть люди, которые скорбят, если просто услышали или подумали что-то плохое. Я говорю сейчас о простоте и чувствительности сердца, которые возникают от духовной работы человека и не имеют ничего общего с депрессией или чем-то болезненным. Эта скорбь – не депрессия, не какая-то безнадёжность, а осознание окружающих нас событий такими, как они есть. Обретение милостивого сердца начинается с простых вещей: с того, каким образом ты говоришь с другим человеком, с каким расположением помогаешь ему, даже протягивая купюру. Почему Христос призвал нас быть милостивыми? Для того ли, чтобы бедных сделать богатыми или богатых – бедными? Конечно, не для этого, а для того, чтобы мы общались с другим человеком. Причина милостыни, согласно Евангелию, лежит не в социальной, а в духовной сфере – научиться общаться со своим братом, сострадать ему в его бедах, научиться лишать себя чего-то ради другого, наконец, умереть, чтобы другие жили. Как и Христос умер, чтобы жили мы. Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау). Перевод с болгарского диакона Георгия Максимова |
|
|
![]() |
|
![]() |
БЛАГОДАРЕНИЕ СВЯТОМУ ГЕОРГИЮ |
Он подложил мне на нары винтовку. Её тут же нашли и на меня повесили дощечку с надписью, означавшей “расстрел”». Потом отца поставили на колени перед заключёнными и приказали ползти до стены: «Когда я посмотрел на наших, – вспоминал отец, очень волнуясь, – все плакали, в том числе и тот негодяй... Тогда, стоя у стены, я думал только о вас, моих детях». В ожидании залпа прошло какое-то время. Потом отец снова обернулся и увидел, что около немцев стоит юноша, спешившийся с белого коня. Он что-то говорил фашистам, и те его молча слушали. Потом он вскочил на своего коня, посмотрел на отца, улыбнулся и ускакал. Немцы сняли с отца дощечку с надписью и отвели к остальным узникам.... В ту же ночь он увидел во сне того юношу на белом коне и спросил: «Кто ты?». Тот ответил: «Благодари святого Георгия!» После этого отец стал верующим. Мераб Давиташвили |
|
![]() | |
|
|
![]() | |
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА: ЧЕРЕЗ ЧУДЕСА И ПОСЛЕ СМЕРТИ - НА СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ |
|
Святые Апостолы чудотворят не своей силой и совсем не для того, чтобы произвести впечатление или приобрести себе славу и известность, как это делают все колдуны и обольщенные. Апостолы единственной целью своей имеют Славу Божию и спасение людей. В деяниях подтверждаются слова Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12). Это обещание Христа не могло относиться только к апостольским временам. Христос не прекращает творить Свои чудеса и сегодня в Церкви через святых. И в наши дни Он не перестал проявлять Свою любовь. И если святые, по меткому выражению отца Иустина Поповича, «есть Христос – проникающий сквозь века», то тогда совершенно неудивительно, что, совершая чудеса, святые исцеляют людей, и тем самым продолжают дело Иисуса Христа. Святой Лука является одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу. В одной из своих проповедей он проясняет свое понимание этого вопроса. И мы ясно понимаем те мотивы, которые подвигли его посвятить себя медицинской науке. Не денег и славы ради, не ради других каких-то целей, а дабы послужить, облегчить, исцелить страждущего человека. Святой Лука говорил: «…Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека. Он ведь не сказал: «Проповедуйте Евангелие и научите людей, как им устроить свою социальную жизнь». Он абсолютно нигде об этом не говорит. Но он дает апостолам заповедь лечить больных. Почему так? Потому что Господь Наш Иисус Христос и сам исцелял людей, демонов изгонял, мертвых воскрешал и ученикам дал заповедь лечить больных. Ибо болезни есть самая большая боль и самая большая проблема человечества. Есть множество болезней, страшных недугов, которые мучают человека, разрушают его жизнь и приводят его к отчаянию. Но Господь человеколюбец и благ, и от нас он требует, чтобы мы были милостивыми и творили дела любви. И первое дело милосердия – это и есть исцеление больных. Таким способом мы показываем свое сострадание и нашу любовь к несчастным собратьям своим, которые страждут». Блажен тот врач, кто занимается медициной, подвигаемый к этому любовью к болящему, кто стал врачом не ради того, чтобы хорошо и прекрасно жить, но для того, чтобы помочь человеку, помочь ближнему. Блажен тот врач, ибо он совершает одно из тех двух служений, которые совершали ученики Христа. Поистине блажен был Святой Лука. Он, как Сам Господь, пришел в мир, чтобы «благотворить и исцелять». А потому и получил от Бога дар чудотворения. Безчисленны его чудеса и невероятны с точки зрения человеческой логики. Святой Лука после своего мученического жизненного пути отошел в небесный Иерусалим 11 июня 1961 года. Но он нас не оставил и не забыл о своей профессии хирурга. В своей земной жизни он спешил помочь людям, используя все средства – собственные ноги, лошадей, сани, машины, поезда, самолеты. А сейчас ему уже не преграда ни расстояния, ни границы государств. Он спешит всюду, где его призывают. Впервые я услышал о Святом Луке летом 1996 года. Меня потрясла его жизнь, и я решил узнать больше об этом человеке. Я совершил несколько поездок в Крым, а позже поехал по тем местам, где жил и работал святой. В январе 1999 года мы издали житие Святого Луки на греческом языке, позже перевели его на румынский, английский, французский и албанский языки. Книга эта выдержала множество изданий на греческом языке. Тираж ее составляет 80 тысяч экземпляров. Одно это – подтверждение того, сколь полюбили греки Святого Луку. По всей Греции Святителю Луке построено около 30 часовен, и почти в каждой греческой церкви есть его икона. В нашем монастыре в 2004 году тоже освящена часовня Святого Луки, где хранятся частицы его честных мощей. Рядом мы создали небольшой музей. Здесь выставлены личные вещи святого и фотографии о его жизни. Уже через два месяца после выхода книги о Святом Луке произошло и первое чудо, связанное с ним. За все эти годы мы слышали множество рассказов о чудотворениях Святого Луки, записывали свидетельства людей о том, как святой являлся им и помогал. Он являлся родственникам больных или им самим – в домах, больницах, операционных, отделениях реанимации. Он являлся во сне, в видениях, а иногда представал перед человеком явно, как живой. Святой Лука появлялся или как епископ, или как врач. Иногда люди его видели со скальпелем и бинтами в руках. Он совершал операции, и многие, проснувшись, видели на своем теле следы крови или швы. Кто-то из больных видел его в операционной ассистирующим или руководившим другими хирургами во время операций. Да и сами врачи часто подтверждают, что будто не они оперировали, а рука как бы сама собой двигалась. Являясь некоторым больным, Святой Лука советовал им посетить наш монастырь, говоря: «Там мой дом, приходи повидаться со мной». И когда люди приезжают к нам, они с удивлением тут же узнают святого по иконе или какой-либо его фотографии. Из огромной массы свидетельств о чудесах Святого Луки я выбрал лишь некоторые, которые полностью подтверждают уже приводившиеся слова Христа: «…верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12). «Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи!» Отец Г. знает русский язык и исповедует русских эмигрантов, живущих в Греции. Он рассказал нам невероятную историю о хирургической помощи, которую ему оказал святой Лука в мае 2002 года: «В связи со сдавливанием корешка спинного мозга межпозвонковой грыжей между 4 и 5 шейными позвонками прекратила действовать левая рука, мышцы ее были атрофированы, с трудом действовала и кисть. Неврологи и нейрохирурги, наблюдавшие меня, советовали сделать операцию. Один из врачей, однако, посоветовал мне не спешить. Мне как диабетику рекомендовали принимать морские ванны, провести физиотерапию и заниматься лечебной физкультурой. Осенью я убедился, что все мои старания поправить здоровье результатов не принесли. К врачам я больше не пошел. Я начал молиться с верой святому врачу – Луке. Каждый вечер читал ему акафист на русском языке. И Святой Лука откликнулся на мою молитву. На рассвете 8 декабря 2002 года мне во сне явился святой Лука в своем архиерейском облачении. Поверх облачения на нем был накинут белый халат врача, а на голове надета шапочка, которая обычно бывает у хирургов во время операции. В левой руке он держал ножницы и бинты, а в правой – скальпель. Святой Лука, обращаясь ко мне, говорит: «Меня отправили к тебе. Знаю, как ты любишь русских, как ты помогаешь им духовно здесь, в Афинах. Поэтому из любви к тебе я тебя буду оперировать сам. Повернись спиной». Я повернулся, и в одну секунду операция была сделана. Опять слышу голос Святого Луки: «Всё, ты теперь здоров. Завтра сможешь руку спокойно поднимать, а через три дня я к тебе приду». Через несколько минут я проснулся. Было 4:30 утра. Я встал, подошел к зеркалу, стал двигать рукой вверх-вниз и понял, что я здоров! Рука полностью функционировала. Даже следов атрофии не осталось. Больше всего меня поразил тот факт, что на майке, как раз на больном месте, были видны капли крови! Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи! После всего случившегося я решил пойти к своему врачу. Удивленный доктор спросил меня, что произошло и каким образом здоровье восстановилось так быстро. В ответ я протянул ему книгу о Святом Луке и сказал: «Доктор, прочитайте эту книгу и тогда сможете понять, что со мной произошло». Я стал ждать среды. Ведь Святой Лука обещал через три дня навестить меня. В среду я пошел в храм и буквально следом за мной туда вошел господин Д.Г. и вручил мне икону Святого Луки с частицей его мощей! Эта икона теперь пребывает в нашем храме! М.Т., г. Ливадья. «Я пришел тебя прооперировать» «15 января 2006 года днем совершенно неожиданно у меня сильно заболело правое ухо. Один мой знакомый, очень почитающий Святого Луку, дал мне книгу с его житием. Первое, что пришло мне в голову, это попросить святого мне помочь, в душе я верила, что это великий святой. Я положила в ухо кусочек ватки, помазала ухо маслом от лампадки, сверху приложила иконку Святого Луки и завязала голову платком. С моей родственницей матушкой А. мы стали думать, идти ли мне в дежурную больницу или нет. В конце концов я решила никуда не идти. Хотя понимала, что сна у меня не будет от нестерпимой боли. Однако вскоре я заснула. Во сне мне является сам архиепископ Лука в архиерейском облачении. В руках у него был какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. Рядом с ним стоял А.П. – тот мой друг, который подарил мне книгу о Святом Луке. Святой говорит мне: «Я Святой Лука и пришел тебя прооперировать. Не бойся, тебе больно не будет». А потом поворачивается к моему другу и говорит: «Смотри, как я сейчас сделаю операцию». Он поставил трубку ко мне в ухо. Я почувствовала как бы прокол, но боли не было. Проснувшись утром, я поняла, что ухо у меня не болит. Ватка в ухе была вся пропитана гноем. Я пошла к лор-врачу г-ну А.Г. на осмотр. Он подтвердил, что сделан прокол барабанной перепонки и поставил диагноз – острое воспаление среднего уха. «Госпожа моя, – спросил в заключение лор-врач, – а кто вас оперировал? Хирург, сделавший хирургическое вмешательство, поистине высочайший мастер». А я ему ответила: «Доктор, вижу, у вас на столе иконы, вы верующий человек, поэтому вам я расскажу». Я ему поведала о том, что случилось ночью, рассказала о Святом Луке и подарила ему книгу с житием Святого и его иконку. Доктор согласился со мной. Прописал антибиотики и добавил – это счастье, что гной вышел, иначе я могла бы лишиться слуха. Через неделю я вновь пришла к врачу, и он сообщил мне, что я абсолютно здорова. С.П. г. Афины. «В реанимации» В конце июня 2009 года 24-летней Елене К. с острова Лерос делали операцию по замене сердечного клапана. Врач сообщил, что после операции больная будет находиться в течение двух суток в реанимации. Однако по истечении этого срока девушка в норму не приходила, «не просыпалась». Находилась она в этом состоянии 27 дней.Друг семьи, узнав о случившемся, прислал родителям девушки книгу с жизнеописанием Святого Луки, текст молебна Святому Луке и масло от его мощей из Симферополя. Родители начали молиться Святому Луке. Через два дня больная открыла наконец глаза и начала говорить. Все в радости возблагодарили Господа и Святого Луку за помощь. А медсестры из реанимационного отделения между тем рассказали следующее. Во время очередного дежурства, за день до «пробуждения» больной, в отделении появился какой-то странный врач, одетый в белый удлиненный халат старого образца из плотной ткани. Он, не говоря ни слова, прошел мимо дежурных в отдельный блок, где находилась больная. Странный врач плотно закрыл за собой дверь и задернул шторки стеклянной перегородки. Через некоторое время он опять появился в дверях, молча прошел мимо и вышел из отделения. Медсестры поспешили в блок к больной, и… увидели ее проснувшейся и абсолютно адекватно реагирующей на окружающих. Это лишь малая часть совершаемых чудесных исцелений. Они – подтверждение не только святости Святого Луки, но и доказательство любви Господа, Который даже в наше время богоотступничества нас не оставляет. Хотел бы закончить свое выступление словами еще одного современного святого – отца Паисия, который написал о святом старце отце Арсении так: «Я думаю, что самая активная деятельность нашего святого отца начинается именно сейчас, после его смерти». Я думаю, это и естественно, что он помогает сейчас больше, чем тогда, когда жил на земле, ибо ныне он рядом с небесным Отцом и как Его чадо своим предстательством, которое он имел и прежде, может получать в избытке Благодать и идти к страждущим людям, и помогать им, давая соответствующее лечение. Его великие подвиги ради любви ко Христу, его любовь и смирение, принесли ему великое духовное развитие, и он сегодня парит с ангелами и ликует, потому что помогает большему количеству страждущих людей и потому что тем самым славится имя Божие. Сегодня уже наш Святой спешит к людям не телесными своими ногами, когда, задыхаясь, он старался поспеть к каждому больному, чтобы отслужить молебен и исцелить его, но теперь он летает, как ангел с одного края света к другому и может успевать ко всем, кто с благоговением призывает его помощь. Перевод Н. Николау (печатается с сокращением) |
|
|
![]() |
|
![]() |
КНИГА - МОЯ ДВЕРЬ В ПРАВОСЛАВИЕ |
Очень хочется рассказать об одной судьбоносной для меня книге. Это было почти три года назад, можно сказать, в переломный момент моей жизни... Помню холодный сентябрьский вечер, нижневартовский колючий первый снег. Окружная больница, операция у трехмесячного сына. Я одна, в чужом городе, на душе - страх, боль. Сказать «кошки скребут» - значит, ничего не сказать. Вот он уже в реанимации, мне пока ничего не говорят. Вдруг спохватываюсь, не могу вынести тревожной неизвестности, очень боюсь за него. Отпрашиваюсь из больницы, бегу в почти летней одежде, не замечая безпощадного ветра, жду такси и ... в церковь!.. Службы там уже нет. Зато, переступив порог храма, вижу очень много книг. Но сначала направляюсь к иконам, ближе к алтарю, начинаю молиться, вся дрожу, молитв толком не знаю. Мне почему-то очень стыдно за себя, несчастную, перед величественным ликом Иисуса Христа и Богородицы. Я чувствую, что меня слышат, но ответа получить не могу. Лишь только прошу помощи и рыдаю! Возвращаюсь к книгам, как в тумане беру «ее». Лишь только замечаю название «Плоть и дух» - голос за спиной сообщает: «Церковь закрывается». Все. Обратно в одинокую палату. А там, чтобы думы не лезли в голову, открыла поскорее книгу и принялась читать. Предложения были трудными для восприятия, но я силилась понять каждое слово. Составил эту замечательную книгу святитель Тихон Задонский. Наверное, он тогда сам невидимо вручил в мои руки именно «ее», ведь святые на иконах знают мысли приходящих в храм людей. Только вот его образ я тогда не видела ни разу и на иконе не узнала бы... Читала я, не замечая времени, останавливаясь только лишь для того, чтоб укорить себя и поплакать. Во мне просыпалась совесть, мне было очень, очень жаль сына. Бедный мой малыш!.. Ведь это я своими грехами, своей порочной жизнью обрекла физически страдать его. Я не знала, что «плоть желает противного духу, а дух противного плоти» и «что плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух - Волю Божию». Я вообще не подозревала о существовании таких строгих, но правдивых книг: раньше зачитывалась любовными романами, детективами и считала их смысл неким примером, эталоном человеческих взаимоотношений. Я переосмыслила такие понятия, как гордость, самолюбие, тщеславие, ложь, злоба, лицемерие. Казалось, что только преступники имеют такой набор страстей. А кто тогда я? Душе моей горемычной в ту ночь открылось наконец-то очень важное. В каждой строке, написанной святителем, сквозило обличение моего «непрекрасного» характера. Я жаждала настоящего покаяния! Подумалось почему-то (ведь где-то слышала), что когда человек хохочет (от глупости), Ангел Хранитель его плачет, а теперь я плачу, и, наверное, впервые мой святой Ангел Хранитель порадовался за мою душу, и даже почувствовалось его приближение. На всю оставшуюся жизнь эта книга оставила след в моей судьбе. Она перевернула все во мне, подарила понятие о духовном мире. Благодарю Тебя, Господи, что словами святого Тихона Задонского Ты милостивно приводишь грешников к покаянию. Теперь красуется на полке дома два слова на маленьком, но безценном издании - «Плоть и дух». Бережно беру его в руки снова и снова и вспоминаю тот день... Теперь православные книги - постоянная пища для моего ума. Иногда я начинаю голодать. Вижу на полках в иконной лавке еще непрочитанные книги, и сразу - радость. Наталия Сухинина, Юлия Вознесенская, Клавдия Лукашевич, В. Лихачев, В. Зоберн, И. Шмелев - вот те немногие авторы, произведения которых довелось прочитать. Не скрою, что окуналась с головой в интересное чтение, иногда давая волю женским слезам. Могу добавить, что нередко авторам удается проникнуть в потаенные уголки моей совести, и вот уже бегу в субботу на исповедь, желая исправления, очищения от своего эгоизма, черствым слоем налипшего на поверхности души. Постоянно сравнивая, прокручивая жизненные обстоятельства людей, вместе с ними нахожу ответы на долго мучившие меня вопросы. А самое главное - авторы современных изданий, описывая события недавнего времени, не позволяют забыть, наоборот, неведомым росчерком своего писательского дарования подталкивают нас к одной и той же правде! О том, что был, есть и будет Господь Бог над всеми человеческими судьбами, над всеми природными катаклизмами, над всеми временами, на земле и на Небе. И что Великими Его щедротами подарены нам святые церковные Таинства, оставлены десять заповедей, которые мы, к сожалению, постоянно забываем, и нарушаем, и оттого мучаемся. И о том, что, конечно же, есть смысл в нашей нелегкой жизни. И все эти непридуманные истории не расходятся в своем нравственно-духовном поучении с истинно христианскими, взятыми из самой главной и мудрой книги на свете - из Святого Евангелия! Наталия КОВАЛЕВА |
|
![]() |
|
![]() |
ПРИТЧА |
Ездили по Сибири в старину купцы. И был среди них один, который давал товар в долг, когда человеку нечем было заплатить. Он говорил: «Вот смотри, я твоё имя в книгу пишу. В следующий раз я приеду и возьму с тебя долг». Если же в следующий его приезд у должника тоже нечем было платить, купец говорил так: «Хорошо, сейчас я с тебя ничего не возьму, но смотри: я напротив твоего имени в книге крестик ставлю, так что я ничего не забыл и в следующий раз обязательно взыщу с тебя долг». Так же и в следующий раз – если у должника не было денег, купец ставил ещё один крестик. А уж в третий раз он говорил так: «Всё, я прощаю тебе долг. Видишь, я зачёркиваю твоё имя, зачёркиваю крестики. Пусть с тебя Бог взыщет». |
|
КНИГА - МОЯ ДВЕРЬ В ПРАВОСЛАВИЕ |
Очень хочется рассказать об одной судьбоносной для меня книге. Это было почти три года назад, можно сказать, в переломный момент моей жизни... Помню холодный сентябрьский вечер, нижневартовский колючий первый снег. Окружная больница, операция у трехмесячного сына. Я одна, в чужом городе, на душе - страх, боль. Сказать «кошки скребут» - значит, ничего не сказать. Вот он уже в реанимации, мне пока ничего не говорят. Вдруг спохватываюсь, не могу вынести тревожной неизвестности, очень боюсь за него. Отпрашиваюсь из больницы, бегу в почти летней одежде, не замечая безпощадного ветра, жду такси и ... в церковь!.. Службы там уже нет. Зато, переступив порог храма, вижу очень много книг. Но сначала направляюсь к иконам, ближе к алтарю, начинаю молиться, вся дрожу, молитв толком не знаю. Мне почему-то очень стыдно за себя, несчастную, перед величественным ликом Иисуса Христа и Богородицы. Я чувствую, что меня слышат, но ответа получить не могу. Лишь только прошу помощи и рыдаю! Возвращаюсь к книгам, как в тумане беру «ее». Лишь только замечаю название «Плоть и дух» - голос за спиной сообщает: «Церковь закрывается». Все. Обратно в одинокую палату. А там, чтобы думы не лезли в голову, открыла поскорее книгу и принялась читать. Предложения были трудными для восприятия, но я силилась понять каждое слово. Составил эту замечательную книгу святитель Тихон Задонский. Наверное, он тогда сам невидимо вручил в мои руки именно «ее», ведь святые на иконах знают мысли приходящих в храм людей. Только вот его образ я тогда не видела ни разу и на иконе не узнала бы... Читала я, не замечая времени, останавливаясь только лишь для того, чтоб укорить себя и поплакать. Во мне просыпалась совесть, мне было очень, очень жаль сына. Бедный мой малыш!.. Ведь это я своими грехами, своей порочной жизнью обрекла физически страдать его. Я не знала, что «плоть желает противного духу, а дух противного плоти» и «что плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух - Волю Божию». Я вообще не подозревала о существовании таких строгих, но правдивых книг: раньше зачитывалась любовными романами, детективами и считала их смысл неким примером, эталоном человеческих взаимоотношений. Я переосмыслила такие понятия, как гордость, самолюбие, тщеславие, ложь, злоба, лицемерие. Казалось, что только преступники имеют такой набор страстей. А кто тогда я? Душе моей горемычной в ту ночь открылось наконец-то очень важное. В каждой строке, написанной святителем, сквозило обличение моего «непрекрасного» характера. Я жаждала настоящего покаяния! Подумалось почему-то (ведь где-то слышала), что когда человек хохочет (от глупости), Ангел Хранитель его плачет, а теперь я плачу, и, наверное, впервые мой святой Ангел Хранитель порадовался за мою душу, и даже почувствовалось его приближение. На всю оставшуюся жизнь эта книга оставила след в моей судьбе. Она перевернула все во мне, подарила понятие о духовном мире. Благодарю Тебя, Господи, что словами святого Тихона Задонского Ты милостивно приводишь грешников к покаянию. Теперь красуется на полке дома два слова на маленьком, но безценном издании - «Плоть и дух». Бережно беру его в руки снова и снова и вспоминаю тот день... Теперь православные книги - постоянная пища для моего ума. Иногда я начинаю голодать. Вижу на полках в иконной лавке еще непрочитанные книги, и сразу - радость. Наталия Сухинина, Юлия Вознесенская, Клавдия Лукашевич, В. Лихачев, В. Зоберн, И. Шмелев - вот те немногие авторы, произведения которых довелось прочитать. Не скрою, что окуналась с головой в интересное чтение, иногда давая волю женским слезам. Могу добавить, что нередко авторам удается проникнуть в потаенные уголки моей совести, и вот уже бегу в субботу на исповедь, желая исправления, очищения от своего эгоизма, черствым слоем налипшего на поверхности души. Постоянно сравнивая, прокручивая жизненные обстоятельства людей, вместе с ними нахожу ответы на долго мучившие меня вопросы. А самое главное - авторы современных изданий, описывая события недавнего времени, не позволяют забыть, наоборот, неведомым росчерком своего писательского дарования подталкивают нас к одной и той же правде! О том, что был, есть и будет Господь Бог над всеми человеческими судьбами, над всеми природными катаклизмами, над всеми временами, на земле и на Небе. И что Великими Его щедротами подарены нам святые церковные Таинства, оставлены десять заповедей, которые мы, к сожалению, постоянно забываем, и нарушаем, и оттого мучаемся. И о том, что, конечно же, есть смысл в нашей нелегкой жизни. И все эти непридуманные истории не расходятся в своем нравственно-духовном поучении с истинно христианскими, взятыми из самой главной и мудрой книги на свете - из Святого Евангелия! Наталия КОВАЛЕВА |
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|