|
"ЕЮ ВОЗДВИГАЮТСЯ ПОБЕДЫ" |
«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Её за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство и помощь нам», – писал старец Никодим Святогорец. Сегодня наш рассказ об одной из самых почитаемых Богородичных икон на Руси – Казанской. В 1579 году, через 27 лет после взятия Казани войском царя Иоанна Грозного, город пострадал от пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина, но его дочь Матрёна увидела во сне Матерь Божию, которая сказала, что в земле под развалинами сгоревшего дома находится Её чудотворная икона. И верно, на пепелище нашли икону. Есть предположение, что икона была зарыта в землю во времена владычества в Казани татар кем-нибудь из русских пленников или же обратившихся мусульман, вынужденных скрывать свою веру. Также мы не знаем, кто и когда написал эту икону и как она попала в Казань. Но известно, что это копия образа, который был написан ап.Лукой и хранился во Влахернском храме. В 1579 году с найденной иконы был сделан список и отправлен в Москву Иоанну Грозному, позднее её привёз в Санкт - Петербург Пётр I. По свидетельству древних источников, через 15 лет после Вознесения на небеса Иисуса Христа апостол и евангелист Лука, лично общавшийся с Матерью Божией, первым живописал Божественное иконное изображение Богородицы. Также до нас из I века дошли свидетельства очевидцев, видевших Богоматерь. По преданию, сохранённому церковным историком Никифором Каллистом, «Богородица была роста среднего или, как иные говорят, выше среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно чёрные; нос продолговатый; лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое; кисти рук… длинные». У Епифания и Никифора тоже есть описание внешности Богоматери: «В Ней не было никакой гордости, а простота без малейшего притворства; не было никакой изнеженности, а во всём совершенное смирение». В письме к римскому сенату консула Публия Лентула мы находим такие слова: «Христос был лицом прекрасен… подобно Матери Своей». У Никифора Каллиста в «Церковной истории» есть свидетельство об ап.Луке, который «первый изобразил живописью образ благолепно Родившей Его (Спасителя)… и… от него это высокое и почётное искусство распространилось по всей вселенной». Икона, написанная ап.Лукой, по распоряжению императрицы Евдокии была перенесена в Константинополь, а сестра императора Пульхерия поставила её во Влахернском храме. Казанская икона относится к иконографическому типу, получившему название «Одигитрия» – «Путеводительница» (греч.), ибо Матерь Божия ведёт нас ко Христу. Жизнь христианина – путь из тьмы в чудный Божий Свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И Богородица, ставшая мостом для прихода в мир Спасителя, теперь является мостом для нас на пути к Нему. Младенец Христос восседает на левой руке Богородицы, как на престоле, и одной рукой благословляет Мать, а в Её лице и всех нас. Не раз помогала Казанская икона России. В Смутное время, ровно через 33 года после её обретения, в Россию вторглись польские войска, взяли Москву, заточили в тюрьму Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Того самого, кто, будучи ещё священником Никольской церкви Казани, писал об обретении иконы: «Чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа». Пришедшие к Минину и Пожарскому ополченцы принесли с собой Казанскую икону. Князь Пожарский не хотел разрушать Москву, где засели поляки, и всё ополчение молилось пред иконой, моля Богородицу сохранить Москву и веру православную на Русской земле. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года русские приступом взяли Китай-город, а 25 октября под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошли в Кремль. Поляки бежали. В память этого события и установлено празднование 22 октября/4 ноября в честь Казанской иконы Божией Матери. От Казанской иконы произошло много исцелений. Но интересно, что больше всего исцелений связано с болезнями глаз, слепотой. Приведём несколько примеров. Сразу после обретения иконы на пожарище в 1579 году на пути в Благовещенский собор икона явила своё первое чудо: слепец Иосиф, ничего не видевший три года, прозрел. По прибытии иконы в собор получил исцеление другой слепец по имени Никита. Спустя некоторое время мать принесла в храм слепого ребёнка и со слезами молилась пред святыней о его исцелении. Вдруг ребёнок начал гладить мать ручками по лицу. Архиепископ, увидев это, велел принести яблоко и поднести ребёнку. Как только яблоко поднесли, малыш начал его хватать, и все поняли, что он прозрел. А слепой инок Троицкого монастыря в Казани Иосиф отслужил молебен пред иконой, но не получил исцеления. Скорбный духом он ушёл, а во сне ему явилась Богородица. Наутро инок попросил вновь отвести себя в собор. Он отслужил второй молебен – и на этот раз прозрел. Подобные случаи неисчислимы. Но это не значит, что пред Казанской иконой можно молиться только об исцелении глаз. Благочинный Красносельского округа протоиерей Валерий Швецов объяснил: «Богородицу невозможно делить на Её чтимые образы, Божия Матерь Одна. Разве алкоголик может молиться об исцелении только перед иконой «Неупиваемая Чаша», а женщина, готовящаяся стать мамой, – непременно перед иконой «Помощница в Родах»? Молиться можно перед любой иконой, главное – с верой». А те случаи исцеления телесной слепоты были знамением того, что икона явилась в Казань не просто так, а чтобы просветить духовным светом, открыть духовные очи живущим в Казани мусульманам. Книга времени перелистывает век за веком, будто страницы. Чудеса и исцеления, явленные чудотворной иконой, продолжаются. Свт.Игнатий Брянчанинов (†1867) писал: «Однажды прп.Елеазар свершал в келии краткую молитву Иисусову и полагал поклоны. Потом стал читать молитву ко Пресвятой Богородице, говоря: «Пресвятая Госпожа Богородица, спаси меня, грешного!» И вот внезапно является пред ним Царица Небесная в сиянии небесной славы. Царица Небесная произнесла: «Елеазар, не переставай призывать Меня в твоих молитвах, и Я буду всегда помогать тебе». Нет православного храма, где бы не было Казанской иконы. В этой святыне заложено понимание Богородицы как символа любви и спасения. Как сказал свт.Димитрий Ростовский: «Если бы кто меня спросил, что в поднебесной сильнее и крепче всего, я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица… Ею воздвигаются победы, Ею ниспадаются враги». Подготовила Дарья НИКОЛИНА |
|
|
|
"НАСТАВЛЯЯ ПО МОРЮ ПЛАВАЮЩИХ..." |
|
Записки паломника
В иерусалимских архивах Русской духовной миссии где-то затерялись, а может, вообще исчезли документы, рассказывающие об истории приобретения этой чудотворной иконы. О том, когда и где был написан, где хранился этот образ Николая Чудотворца до того, как был прославлен в 1910 году, неизвестно. Описывая внешний вид иконы, замечу, что она, как и многие святыни такого рода, не отличается никакими особыми внешними красотами. Икона писана на доске. Святитель Николай изображен в архиерейском облачении и в митре. Письмо на иконе, обрамленной простой деревянной рамой, греческое и, кажется, не очень хорошего стиля. Чувствуется, что над иконой работал провинциальный мирской художник, а не опытный иконописец. Возможно, от времени, а может быть, и от нанесенного на поверхность иконы лака изображение потемнело, так что с трудом различимы детали и некоторые черты на лике угодника Божия. Краска кое-где расползлась или осыпалась, а во многих местах вспухла разновеликими оспинками, как будто икона долгое время находилась около огня или под палящимися лучами солнца. Реставрация этой иконы никогда не входила в планы Русской духовной миссии. «Пусть этот чудотворный образ пока останется таким, каким мы его приняли в дар от благодарных богомольцев», – считает начальник миссии архимандрит Тихон (Зайцев). Из литературы известно, что русские паломники во все времена глубоко почитали Николая Угодника и всегда благоговели перед его именем. На протяжении более чем десяти веков испытано благоволение и отзывчивость святителя Николая, Мирликийского чудотворца, на нужды России и каждого верующего человека. Не случайно богомольцы, согласно давней православной традиции, отправляясь в дальнее путешествие, всегда читали перед дорогой акафист святителю Николаю, а паломники брали с собой в дальнюю дорогу его икону, которую часто торжественно несли впереди группы. Они всегда с молитвою обращались к своему скорому помощнику и заступнику, а потому на груди у многих из них рядом с крестиком были нательные его образки. Известно, что число русских богомольцев, посещавших Святую Землю в начале XX века, доходило до 30 тысяч человек в год. Поодиночке или группами они прибывали из своих приходов сначала в Одессу, где собирались в морском порту, а далее более двух недель плыли пароходом в сторону вожделенной земли Иисуса. Так было, наверно, и ранней весной 1910 года, когда в очередной раз прилюдно просиял свет чудес угодника Божия во время морского путешествия паломников. 27 февраля того года около 500 паломников из разных российских городов и весей вместе с сопровождающим их духовенством разместились на пароходе «Корнилов», взявшем курс из черноморского порта в сторону Яффы. Морской путь паломников на Святую Землю всегда труден и опасен, сопряжен со многими внешними и внутренними искушениями. И в этот раз врагу рода человеческого, которого так часто посрамлял сам Николай Чудотворец, конечно, неприятно было желание паломников вместе с иконой святителя Николая посетить Святую Землю, поэтому он задумал запугать богомольцев и расстроить их давнее желание. Мало кто из паломников подозревал, что в пути их может застигнуть на море сильная буря. Поначалу путешествие, кажется, проходило вполне благополучно, но после нескольких остановок в чужеземных морских портах, пересечения проливов и выхода в Средиземное море неожиданно, как это часто бывает в весеннее время года, подул сильный ветер. На море поднялось большое волнение, сделавшее через некоторое время почти невозможным дальнейшее морское путешествие. Высокие волны росли на глазах и ежеминутно грозили поглотить пароход, а вместе с ним увлечь в морскую пучину паломников. Все понимали, что ходу морского судна с богомольцами противился злокозненный диавол. Некоторых паломников, отчаившихся в своем спасении, объял страх. Духовенство, как могло, успокаивало богомольцев, напоминая, что в этом случае никак нельзя отчаиваться и падать духом, а необходимо срочно обращаться с молитвенной помощью к Николаю Чудотворцу – «скорому в бедах заступнику»: «Боготечная звезда явился еси, наставляя по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре иногда, аще не бы ты предстал еси призывающим тя в помощь, Чудотворче святый Николае; уже бо нестыдно бесом летающим и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их, верныя же научил еси спасающему тобою Богу взывати: Аллилуия» (кондак 5). Святая Церковь всегда прославляла святителя Николая как обуреваемых на море изрядного правителя, скорого помощника в бедах и скорбях. Богомольцы вняли словам священнослужителей и поняли, что в воле Божией и в их руках находится средство усмирить морскую бурю и безпрепятственно продолжать начатый путь. Кто-то вспомнил, как еще в Одессе в руках одного из паломников видел большую икону Николая Чудотворца, перед которой в порту молилась группа перед отплытием. Икону и ее хозяина быстро отыскали, и священники вместе с паломниками совершили перед образом чудотворца молебен, прочитали акафист святителю. Богомольцы с горячей надеждой взывали к святителю: «Прости нас и избавь от внезапной смерти и потопления судна!» После слезных и усердных молитв страх мало-помалу ушел, уничтожилось и диавольское наваждение. Буря на море вскоре постепенно стала утихать, и вскоре первые лучи южного солнца, прорвав завесу фиолетовых туч, заиграли на измученных лицах паломников. Никто не сомневался в том, что это именно заступничеством святителя Мирликийского все избавились от беды и потопления, а потому стали благодарить Господа Бога, возносить благодарственные молитвы и прославлять своего избавителя от недавней морской бури: «Новаго тя Ноя, наставника ковчега спасительнаго разумеем, отче святый Николае, бурю всех лютых разгоняющаго направлением своим, тишину же Божественную приносящаго вопиющим таковая: радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий; радуйся, треволнения морская уставляющий…» (икос 7). 17 марта трудное плавание благополучно закончилось. Пароход «Корнилов» бросил якорь в старом порту Яффы, и первые богомольцы, крепко держа в руках икону Николая Чудотворца и осеняя себя крестом, стали спускаться по трапу на берег, где становились и падали на колени, целуя вожделенную землю. Некоторые благочестивые богомольцы, памятуя о том, что Сам Спаситель пешком исходил эту землю, просили благословения у своих священников идти дальше пешком и даже ползти на коленях из Яффы в святой град Иерусалим. В 1910 году начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме был архимандрит Леонид (Сенцов). На первой же встрече с ним богомольцы поведали о случившемся на море и о чуде спасения их святителем Николаем. В Троицком соборе во время молебна они еще раз возблагодарили скорого помощника в бедах Николая Чудотворца. Кто-то из паломников предложил оставить в дар Троицкому собору в Иерусалиме икону святителя, с которой они благополучно совершали паломничество. Торжественно и благоговейно водрузили священники и богомольцы чудотворный образ по правую руку от царских врат. В знак благодарения и молитвенной памяти всем потомкам о том, как в 1910 году святитель Христов Николай явил чудесную помощь богомольцам, паломники оставили белою краскою надпись на обратной стороне иконы: «Сия икона сооружена в честь и память избавления от потопления 500 человек на море от шторма паломников святого г.Иерусалима на пароходе “Корнилов”, вышедшего из Одессы 27 февраля, а прибывшего в Яффу 17 марта 1910 года». Паломники, покаявшись в своих грехах и помолившись у святых мест на земле Иисуса Христа, решив навсегда оставить беззаконие, очистив свои ум и чувства, положили начало своему духовному воскресению. И возвратясь с пальмовыми ветками, ладаном, иерусалимскими свечами и крестиками в свое отечество, они поведали в приходах чудесную историю о том, как обнаружилось попечение Николая Чудотворца о паломниках и что сотворил святитель Николай в душе каждого из них. Такова история обретения и прославления чудотворной иконы святителя Николая, находящейся в Троицком храме Иерусалима. И сегодня многих бедствующих, страждущих, скорбящих и чающих утешения паломников влечет в Иерусалим эта чудотворная икона святителя. Согласно сохранившимся и передающимся из уст в уста рассказам, икона и в наши дни являет от себя чудесную силу и творит знамения дивной помощи всем, кто с теплой верой прибегает за помощью к святителю. Только большая часть знамений, передаваемая исключительно в устной форме, осталась незаписанной и не внесенной в местную соборную летопись для славы Чудотворца, назидание и утешение верующим. Перед этой иконой можно совершить молебен, но, к сожалению, к ней нельзя приложиться, ибо она висит довольно высоко от пола. Анатолий Холодюк |
|
|
|
"БОГ САМ ПРИВЕЛ МЕНЯ К СЕБЕ ДОМОЙ" |
Из протестантов в православные священники В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники. Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом мы публикуем рассказ священника Игоря Зырянова. Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь. Что можно и что нельзя называть Церковью? Если люди собрались (5 или 500) и изучают Библию и молятся Богу – это Церковь? Так называемая «Теория ветвей» меня не удовлетворяла. Мнение, что любой верующий во Христа является частью Церкви, вызывало у меня сомнения, потому что я знал, что буквально 50 лет назад эту теорию никто не знал. Когда же я прочитал и исследовал православный взгляд на Церковь, то все вопросы у меня исчезли. Апостольская преемственность Православной Церкви – это тот довод, который был определяющим в моем решении перейти в Православие. Преемственность показывает, где есть Корабль спасения, а где нет. Не важно при этом, какие проблемы сейчас есть в Православии, – самое главное – это Церковь. Я осознал, чего был лишен Причастия Святых Христовых Тела и Крови, других таинств Церкви. Для меня дорога к Богу лежала через мир оккультизма. Мою бабушку Акулину земляки почитали как целительницу и гадалку. Люди боялись ее, но в то же время постоянно о чем-то просили. Во время Великой Отечественной войны женщины часто звали ее с собой в лес по ягоды. Увидят змею – зовут Акулину. Та подойдет, пошепчет – положит пустую бутылку, прикажет: «А ну марш в бутылку!», и гадина послушно заползает внутрь… Могла бабушка отогнать своими заклинаниями даже медведя и волка. О на часто приходила к нам и играла со мной, заодно обучая гадать на бобах и кедровых орешках. Конечно, я очень смутно помню это время. Зато хорошо помню, что когда бабушка умерла, то ее способности перешли ко мне и я начал сам общаться с духами. Стоило мне посчитать до пяти – духи начинали говорить со мной. Я брал конфетку или копеечку и бросал в воздух, до тех пор, пока предметы, не падая, улетали куда-то, так что я не слышал звука от их падения. Таким образом, я приносил духам пожертвования. Когда я вырос и пошел в школу, меня еще больше начало тянуть ко всему эзотерическому, оккультному. Довольно быстро я научился медитировать и освоил азы биоэнергетики – «снимал» головную боль папы и мамы руками. К окончанию школы прошел курсы экстрасенсорики, где был признан лучшим, так как безошибочно диагностировал пациентов. Таким образом к 17 годам я с головой погрузился в мир оккультного, даже стал работать экстрасенсом, открыв собственный небольшой кабинет для приема страждущих. Интересно, что на тот момент я по-своему верил в Бога, даже думал, что служу Ему. Время от времени молился, заходил в православный дом молитвы (тогда у нас в городе еще не было ни часовни, ни храма), покупал свечи для своих ритуалов. Однажды, в 1992 году, я встретил пастора местной протестантской церкви, тот пригласил меня на служение, и я с радостью принял это приглашение, так как думал увеличить число своих пациентов за счет церкви. Конечно, я тогда не знал ничего о Православии и инославии, но считал Христа великим экстрасенсом. Но одна ясная мысль грела меня очень сильно – я знал, что Бог есть и я должен служить Ему, это единственный смысл жизни. Поэтому когда пастор объяснил мне из Священного Писания, что на самом деле я служу бесам, и предложил отречься от всякой бесовской силы и принять Христа как своего Господина, я согласился. Во время молитвы понял, что бесы оставили меня. Счастье и радость – вот мое состояние в первые месяцы после того, как Бог нашел меня. Христос – это истина, и нет другого на свете Бога, кроме Святой Троицы! Мой отец отреагировал на этот шаг негативно, звал меня в Православие, однако он сам был атеист. После того, как он начал читать Библию, папа раскаялся и молился регулярно Богу, также и мама. Затем мой старший брат тоже пришел к вере в Бога. В протестантской общине нас учили тому, что «Православие заблудилось и там мертвая религия, а у нас жизнь», и мы с братом стали активными членами церкви «Благая Весть». Через 2 месяца я уже проповедовал, через год стал «евангелистом» и ездил по поселкам с проповедями о Христе. В 1994 году я поехал учиться в Иркутск, на курсы в Сибирский Теологический Институт, где с удивлением обнаружил, что, оказывается, различных протестантских церквей очень много и не все из них признают друг друга, каждый пастор несет свое учение. Есть большие союзы, как, например, союз пятидесятников или баптистов, есть соединения поменьше, но в основном стройной системы и иерархии нет. Горькие размышления об отсутствии единства протестантских церквей привели меня годы спустя к Православию. К слову, протестанты стараются объяснить эту проблему по-разному, упрощая понятие Церкви, поясняя порой даже, что просто любой человек, верующий в Иисуса Христа, – уже Церковь. А разделения, мол, – это чисто человеческий фактор. Да и как не делится, если Библию каждая ветвь и ответвление толкует как хочет, вырывая цитаты из контекста. Пятидесятники бьют библейскими фразами баптистов, отстаивая свое учение, те – лупят пятидесятников, а вместе они выступают против харизматов, причем каждый утверждает, что только у них «библейское учение». Сейчас я сознаю, что начисто, отвергнув Предание, учение Святых Отцов, протестанты потеряли систему координат, точку отсчета. Без опоры на Предание, любое учение можно легко «привязать» к Библии. Если сомневаетесь, подумайте – откуда у протестантов более 40 000 деноминаций? Но свято место пусто не бывает – своеобразным «преданием» в собраниях евангельских церквей является авторитетное слово пастора или учение союза, основавшего ту или иную деноминацию. Потому направления, течения и курсы меняются часто… Представьте: вот церковь, которая придерживается учения «А». Вдруг один из лидеров этой церкви говорит: «Бог открыл мне из Библии учение «Б». Пастор и совет собираются и говорят: учение «Б» – это ересь. И этот лидер, если для него пастор – авторитет, скажет: «Я подчиняюсь». Либо, если пастор ему не авторитет, служитель решит что «я могу и лучше пастора понимать Писание», – уйдет и откроет еще одну протестантскую церковь со своим учением. Принцип, который свято чтут протестанты – «только Писание», – работает против них. Потому что Писание одно, а спорных, толкуемых по-разному мест в Библии много… Но ведь достаточно обратиться к истории Церкви, чтобы увидеть, что Писание создала Церковь. До конца 4 века вообще не было Нового Завета! Только представьте, что 400 лет люди рождались, верили, служили Богу, умирали, рождались их дети, внуки, правнуки, и так далее, а Нового Завета все не было! Было лишь Предание – частично письменно, частично устно. И только позже церковь решила выработать канон из всего Предания, для того, чтобы человек мог уверовать во Христа. Протестанты едва ли знают, в основной своей массе, что те люди, которые создавали канон – и литургию служили, и иконы у них были. Мы все – выходцы из протестантов – смотрели на Библию через очки своего протестантского предания, но что более заслуживает доверия – предание, сформированное 100 лет назад, как у пятидесятников, 250 лет назад – как у баптистов, или 400 лет назад – как у лютеран? Не разумнее ли доверится преданию, данному нам Самим Христом и Его учениками, – апостолами, передавшими учение своим последователям? За 2000 лет Священное Предание остается неизменным. И хранит это Предание до наших дней – Православная Церковь. Постепенно зрело и росло мое разочарование в протестантизме. Это сейчас я понимаю, что, отвергнув благодатную преемственность от Христа через Апостолов и Епископов (хотя при этом признавая преемственность своих пасторов друг от друга), отвергнув Таинства, протестанты лишились полноты Святого Духа. Церковь не может быть «от Уэсли» или «от Лютера», или «от Ледяева», или от кого-либо еще. Церковь может быть только от Христа. Я стал узнавать о Православии больше. Читал книги митрополита Антония Сурожского, Святителя Николая Японского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, протопресвитера Александра Шмемана и пережил настоящее потрясение – увидел глубину и здравомыслие, отсутствие «воды», которой так много в американских протестантских книгах. Чувство было – будто прикоснулся к чему-то своему, до боли знакомому и родному. Тогда я начал понимать, что кроме Православия меня уже ничего не устроит. Я первый раз сходил и постоял на службе в храме. Однако сразу перейти в Православие было невозможно. Нам было необходимо найти что-то среднее между протестантизмом и Православием. Мы изучали литургию и читали книги православных авторов. Я даже надел рясу и православный иерейский крест и таким образом проповедовал о Христе. Наша община начала изучать Православное учение о греховных страстях, и нас это потрясло, мы обнаружили просто океан, огромную глубину, место, где можно расти духовно и освящаться. Мы сами и большинство наших друзей – протестантов заметили как-то, что по прошествии 5-7-ми лет после уверования мы перестали освящаться, наступил какой-то потолок. Считали, что мы уже, в общем, святы и зрелы, теперь просто нужно работать для Бога, поэтому я в своих проповедях делал акцент на посвящении, а не на святости. На самом же деле грехи остались, но они как-то обкатались, как камушки в реке, стали гладкими и удобными для нас. Изучая страсти, мы очень удивлялись этим новым знаниям, понимая, что мы очень грешные, а вовсе не святые. Православие открыло для нашей общины широкий простор работы и изменения своих характеров. Оно дало нам те инструменты, которые мы все долго искали. Богословский диспут был бы хорошим методом выяснения многих белых пятен между протестантами и православными. Мы старались быть ближе к Православию, но все же многие моменты мы понимали не так, как учит Православие. Однажды во время чтения проповеди митрополита Антония Сурожского пришли на ум слова Христа из Евангелия: «Или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево плохим и плоды его плохими». Действительно, я восхищался духовным опытом этих православных, при этом отвергал то, во что они верили. Эти слова несколько дней звучали у меня в ушах. Через месяц я присутствовал на молебне Святителю Николаю Чудотворцу и был удивлен Христоцентричностью самого молебна. Ведь я-то ожидал, что будет поклонение человеку вместо Бога, как нас раньше учили в собрании протестантов. После этого я решил, наконец, прочитать, что говорят сами православные об иконах. Это был шок! Оказывается, иконам никто и никогда не поклоняется как Богу! Я не знал, что люди почитают Того, Кто изображен на иконе, Первообраз. У меня возникло чувство, что меня «кинули», просто обманули. Изучая другие разногласия с протестантизмом, я начал все больше понимать, что Православие – единственная истинная религия. До меня дошло, что тысячи и тысячи умнейших и духовных людей в течение 2000 лет были православными, и все те вопросы, которые, как мы наивно полагали, поставят православных в тупик, давно уже заданы и имеют ответы. Протестанты живут мифами о Православии, и им нужно узнать истину. Этот момент стал для меня переломным, я понял, что больше не могу быть протестантом. Я поехал в православный храм и встретился там с настоятелем, который меня встретил очень любезно, накормил обедом, и мы с удовольствием поговорили. После этого мы познакомились еще с благочинным той территории, где мы живем. Этот священник так же оказался очень светлой личностью. Они разительно отличались от протестантских пасторов, распираемых гордостью, отличались смирением, добротой, от них веяло чем-то настоящим. Они не прикидывались святыми и супердуховными и в тоже время, давали нам все необходимое для наших первых шагов в Православии. К сожалению, возникает такое чувство, что бесы специально пытаются скрыть Православие от протестантов. Не надо бояться священников, нужно подходить к ним и разговаривать. Хотя мы перешли общиной, но у каждого был все же свой путь. Признаюсь, что нам не было легко, но и сейчас, и дальше мы будем учиться и следовать за Господом по православному тысячелетнему пути. Но главное то, что пришла полнота, как будто 18 лет я искал и не находил, пил и не мог утолить жажду, ел и не мог насытиться, а сейчас наконец-то Бог Сам привел меня к Себе домой. Мы плыли по реке протестантизма, и вдруг горизонт расширился и впереди открылся безграничный океан Православия. Все, кто ищет истину, обязательно ее найдут, главное – быть честным с собой и не боятся людей, а бояться только Бога. |
|
|
ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ДАР |
«Я принадлежал к Голландской Реформаторской Церкви. Первое, что поразило меня в православной литургии, – это сознание, если можно так выразиться, встречи лицом к лицу с Богом в молитве и поклонении, вместо того чтобы соприкасаться всё время с личностью протестантского священника (личность его может быть весьма привлекательна, но это не может быть причиной посещения храма). Тот факт, что православный священник большую часть службы обращён лицом в ту же сторону, что и его прихожане, очень помогает осознанию того, что мы устремляемся взором прочь от себя, созерцая славу Господа в лице Христа. И только в этой встрече и поклонении славе Господа я могу измениться. Я также был поражён тем, какое дерзновенное ударение делается на Троическом богословии, на безконечном ликовании в размышлениях о Святой Троице в церковных песнопениях. В протестантских кругах очень редко можно услышать размышления о Святой Троице, хотя этот догмат, конечно, принимается. Так как православные песнопения – это богословские и доксологические поэмы, сущностное содержание веры намного лучше сохраняется – в реформаторских кругах так много оставляется на усмотрение священника (какую часть Писания читать, какие гимны петь, каким будет содержание молитв), что вы неизменно сталкиваетесь с личной верой священника, а не с верой Церкви во всей её глубине и полноте. Я был также поражён тем, что Православная Церковь не боится быть требовательной, веря, что аскеза необходима для возрастания во Христе. Я происхожу из среды, где сидят большую часть богослужения и где пост не является частью общей картины. Я пришёл к сознанию того, что физическое усилие при стоянии на службе вовсе не тяжёлая необходимость, а единственный способ (не считая коленопреклонённых молитв) участвовать телесно в литургии. Я ценю то, что Православная Церковь не пытается угодить нашему природному инстинкту – стремлению к комфорту, покою и развлечениям, но готова идти против господствующей культуры. Мы настолько больше получаем от Господа взамен! Акцент на телесную аскезу ведёт к следующему моменту – к акценту на освящение материального мира, в противовес протестантской тенденции уравнивать духовное с умственным. В Голландской Реформаторской Церкви существует тенденция уравнивать благодать и милосердие, так что благодать рассматривается только как милосердие Божие, но очень редко – как дающий силы, преображающий дар. Православие – это вселенская вера. Русским досталось особое счастье получить эту веру так давно и усвоить её с такой большой любовью и преданностью». Кобус Ван дер Рит (ЮАР) |
|
|
|
КРАТКОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ |
|
Принуждай себя вставать рано и в определённое время. Без особенной причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу и сделай себе с благоговением крестное знамение, помышляя о распятом Господе Иисусе Христе, Который для нашего спасения умер на Кресте. Немедленно встань с постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на мягкой постели и оставаться неодетым. Одеваясь, помни, что ты находишься в присутствии Господа Бога и Ангела Хранителя, и вспоминай о падении Адама, который грехом лишил себя одежды невинности, и смиренно проси у Господа Иисуса благодати облечься в Него и так мыслить, чувствовать, говорить и делать, как Он Сам и мыслил, и чувствовал, и говорил, и делал. Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись тихо, внимательно, благоговейно и с глубочайшим смирением, как должно пред взором Всемогущего; испрашивай у Него веры, надежды и любви, и благословения к занятиям того дня; проси себе сил к благодушному принятию всего того, что Ему будет благоугодно в тот день послать или попустить. Приими твёрдое намерение всё делать для Господа Бога, всё принимать от отеческой руки Его. Размышляй так: «Может быть, этот день есть последний день моей жизни», – и всё делай, как бы ты хотел делать, готовясь предстать теперь же на суд Божий. Благодари Господа Бога за сохранение тебя в прошедшую ночь и что ты ещё жив и не умер во грехах. Сколько людей в прошедшую ночь смерть представила пред страшное судилище Господа! Также возблагодари Бога, что ещё есть для тебя время благодати и милосердия и что есть ещё время и средства для покаяния и приобретения неба. Каждое утро думай о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время напрасно погибло. Хотя четверть часа каждое утро посвящай на краткое размышление об истинах веры, особенно о непостижимом таинстве воплощения Сына Божия, о Втором пришествии Его, Страшном Суде, муке и рае. После молитвы и размышления, если позволяет время, то почитай какую-нибудь книгу духовную. После сего займись делами твоими, и все занятия и дела твои будут во славу Божию – помни, что Бог везде видит тебя, зрит все действия, занятия, чувствования, помышления и желания твои и щедро воздаст тебе за добрые дела. Не начинай ни одного дела, не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы, после оказывается или погрешительным, или вредным и обличает нас чрез дела не ведомым для нас образом. Сам Господь сказал: «без Мене не можете творити ничесоже». Среди трудов своих будь всегда весел и покоен, успех оных поручая благословению Господа и довольствуясь тем, что ты сделал своё дело. Исполняй всё тяжкое для тебя как епитимию за грехи твои – в духе послушания и смирения; в продолжение трудов произноси краткие молитвы, особенно молитву Иисусову, и представляй себе Иисуса, Который в поте лица Своего ел хлеб Свой, трудясь с Иосифом. Если труды твои совершаются успешно, по желанию сердца твоего, то благодари Господа Бога; если же неуспешно, то помни, что и это Бог попускает, а Бог всё делает хорошо. Если же остаётся время перед обедом, то рассмотри, как ты исполнил то, на что решился поутру или во время благочестивого чтения, или во время размышления. Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы перед обедом и во время его представляй, что Иисус обедает с тобой; удели от своего стола и нищим. После стола считай себя как бы одним из тех, которых в числе пяти тысяч напитал чудесно Иисус Христос; и возблагодари Его от сердца и моли, чтобы Он не лишил тебя небесной пищи – слова Своего и Святых Тела и Крови Христовых. Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тех пор ты не найдёшь душевного мира, пока не успокоишься в Едином Боге, любя Его Единого. Всегда и во всём поминай Господа Бога и святую любовь Его к нам, грешным. Во всём старайся исполнять волю Божию и угождать только Единому Богу. Не делай ничего против заповедей Божиих, не домогайся и не ищи ничего, кроме Бога, делая и терпя всё для Бога. Не заботься о том, чтобы уважали и любили тебя люди века сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Если же хочешь непрестанно помнить о Боге, то скорби и несчастия переноси как справедливо тебя постигающие. Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не почитай маловажным, когда дело идёт о твоём спасении вечном. Во время памятования о Боге умножай молитвы твои, чтобы Господь помянул тебя тогда, когда забудешь о Нём. Во всём да будет твоим учителем Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай себя самого чаще: что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос? Приучись во всём, что ни видишь, представлять что-нибудь доброе. Будь кроток, тих, смирен, молчи и терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, которого ты не можешь понести; Он Сам поможет тебе нести крест. Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они казались тебе весьма трудными. Исполнил какую-нибудь заповедь Божию – ожидай искушения, ибо любовь к Христу испытывается через преодоление препятствий. И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо не трудящийся не достоин имени человека и непременно погибнет. Уединяйся по примеру Иисуса Христа, Который, удаляясь от прочих людей, молился Отцу Небесному. Во время тяготы душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям не оставляй дел благочестия – так Господь Иисус Христос трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти. Делай всё во имя Иисуса, и таким образом всякое дело твоё будет делом благочестия. Более слушай, нежели говори: во многоглаголании не спасёшься от греха. Испрашивай для себя у Господа благодати благовременно и молчать, и говорить, и полагай хранение устам твоим, чтобы не согрешить языком, и заграждай слух, чтобы не услышать противного Господу Богу. Не любопытствуй о новостях: они развлекают дух; с охотой рассуждай о добрых предметах. Убегай даже от самых малых грехов, ибо не удаляющийся от малых непременно впадёт в большие и тяжкие. Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смирением принимай уничижение души и скорбь телесную, не отчасти, но во всякое время, во всяком месте и во всяком деле. Всякий помысл, удаляющий тебя от Господа, особенно скверный плотский помысел, изгоняй от сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и одну искру, попавшую на неё. Когда приходит такой помысл, то молись крепко: Господи, помилуй, Господи, помоги мне, Господи, не оставь меня, избавь от искушений, или иначе как. Но среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя? Испрашивай у Бога, чтобы Он отнял у тебя всё, что питает твоё самолюбие, хотя бы это лишение для тебя было самое горькое. Желай жить для Него Одного и умереть и всецело принадлежать Ему. Когда потерпишь какое-либо безчестие от людей, то разумей, что это послано от Бога к славе твоей, и таким образом в безчестии будешь без печали и смущения, и в славе, когда она придёт, будешь верен и избежишь осуждения. Если имеешь пищу и одежду, то сам будь доволен по примеру Иисуса, нас ради обнищавшего. Никогда не спорь и слишком много не защищай себя и не извиняй; ничего не говори против начальников или ближних без нужды и обязанности. Будь искренен и прост сердцем; с любовью принимай наставления, увещания и обличения от других, хотя бы ты был и очень мудр. Не будь ненавистником, завистливым, безмерно строгим в слове и делах. Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим. Если кто посетит тебя, то возвысь сердце твоё к Господу Богу и моли Его даровать тебе дух кроткий, смиренный, собранный… Помышляй, что Иисус находится среди тех, с которыми ты находишься и беседуешь. Слова твои растворяй солию премудрости, твёрдо помня, что время кратко, что человек должен дать себе отчёт во всяком безполезном слове: разговору назначай определённую цель и старайся направлять его к спасению души. Когда же кому принесёшь пользу, то признай в этом благодать Божию. Когда ты находишься наедине с собой, то испытывай себя, не сделался ли ты менее добр, нежели как был прежде, не впал ли в какие грехи, которых прежде не делал? Если согрешишь, то немедленно проси прощения у Бога со смирением, сокрушением и упованием на Его благость и поспеши принесть покаяние пред отцом духовным; ибо всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан. Притом если не будешь сокрушаться о грехе, сделанном тобою, то опять скоро в него впадёшь. Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесёшь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою. Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной. Прежде нежели ляжешь спать, испытай твою совесть, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения в них, обещай исправление, определив ясно и точно, в чём именно и как ты думаешь исправить себя. Потом, предав себя Богу, как будто тебе должно сию ночь явиться пред Ним, поручай себя Божией Матери, Ангелу Хранителю, святому, которого имя носишь. Как можно чаще ходи в храмы к божественной службе, особенно старайся как можно чаще быть во время литургии. Но воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия; всегда, когда находишься в храме, представляй, что ты находишься в присутствии Бога, Ангелов и всех святых; остальное время дня после литургии посвящай благочестивому чтению и другим делам благочестия и любви. День рождения твоего особенно посвящай делам благочестия. Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание твоей совести. Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще. К приобщению Святых Тайн приступай всегда с истинным гладом и с истинною жаждою души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием, любовию. Как можно чаще размышляй о страданиях и о смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царство Своё. Имя Иисуса всегда имей в устах и сердце. Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душею твоею и всеми силами твоими, и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою. (печатается в сокращении) Святой праведный Алексий Московский (Мечев) |
|
|
|
|
ИВАН ИЛЬИН О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ |
|
Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа… Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас – оставить привычное и уйти в необычайное, сменить ветхое на обновленное, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию; отойти странником в новую страну, где по-новому увидеть Бога и в земном, и в небесах и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?… Нам нельзя не странствовать по России: не потому, что мы «кочевники» и что оседлость нам «не дается»; а потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели ее, и ее чудеса, и красоты, и через это постигли ее единство, ее единый лик, ее органическую цельность; и более того: чтобы мы научились, созерцая ее, видеть Бога – и в природе, и в ее истории, и в осевших гнездах ее праведности (от Киевской Лавры до Китежа, от Соловков до гор Кавказа). Да, богомолье искони было на Руси началом просвещения и духовного очищения. Не только потому, что древние православные монастыри были живыми очагами и праведности, и образованности, но и потому, что русский человек, уходя к святым местам через леса и степи, «уходил» ко святым местам своего личного духа, пробираясь через пустоту своей, религиозно еще не возделанной, души… Богомолье! Оно выражает самое естество России – и пространственное, и духовное… Это ее способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это ее путь к Богу. И в этом ее путь к святости. Русь именуется «святой» не потому, что в других странах нет святости… Русь именуется святой и не потому, что в ней нет греха и порока; или что в ней «все» люди – святые… Нет. Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизится к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском ее… – и для этого оставить все земное и обыденное, царство заботы и мелочей и уйти в богомолье. Русский мыслитель, профессор, писатель и философ И. А. Ильин (1883-1954) |
|
|
|
ПРИТЧА |
В раю было два ангела. Один всегда сидел на облаке, отдыхая, а другой неустанно летал от земли к Богу. Отдыхавший ангел решил спросить другого: – Что же ты всё летаешь – туда-сюда, туда-сюда? – Я ношу Богу послания, которые начинаются с «Помоги, Господи...» – ответил ангел-труженик. – А почему ты всегда отдыхаешь? – Я должен носить Господу послания, которые начинаются со слов «Спасибо, Господи...» |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|