|
|
В ХРАМЕ БОЖИИ ЯСНО ДЕВА ЯВЛЯЕТСЯ |
|
Введение во храм Пресвятой Богородицы – последний из великих праздников перед Рождеством Христовым. Но почему частному событию из раннего детства Приснодевы Церковь посвящает один из своих двунадесятых праздников? Ведь чествуя это событие, Церковь ставит его вровень с событиями вселенской важности – Рождением, Крещением, Вознесением Самого Спасителя! Есть праздники, смысл которых не в факте случившегося, а в их глубоком внутреннем содержании. Чем важен для нас праздник Введения? Он важен тем, что уже во младенчестве Богородица вступила в глубину Богообщения, молитвы и духовной чистоты, тем самым указывая нам путь от земли на Небо. Ведь человек должен всю жизнь работать над собой – совершенствуя душу, взыскуя Царствия Божия, то есть должен уподобиться Богу, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Ученики-апостолы смогли этого достичь в зрелом возрасте, а Богородица – в 3,5 года, потому-то Она – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Св.Феофилакт Болгарский так описывает это событие: «Вот выводится Она из отеческого дома со славою, при всеобщем рукоплескании Её выхождению; родителям Её последовали родственники, соседи, все, кто любил их; отцы сорадовались отцу, матери сорадовались матери; отроковицы и девы со свечами в руках предшествовали Богоотроковице. Весь Иерусалим, как некоторый звёздный круг, сияющий с луною, собрался смотреть эти небывалые проводы и видеть трёхлетнюю Отроковицу, окружённую такою славою…» Конечно, то, что первосвященник Захария ввёл маленькую Деву Марию в Святая Святых, – событие необычнейшее, которое не имело никаких оснований в ветхозаветной религиозности. А то, что Приснодева получила разрешение молиться в Святилище, вообще трудно понять. Почему Захария дерзнул это сделать? Он был глубоко верующим человеком, ожидал Мессию, поэтому Господь и избрал его Своим орудием, дав ему дерзновение ввести Отроковицу Марию в Святилище, дабы исполнить Свой замысел о Матери Божией. Пребывание Богородицы в Святая Святых было освящено Духом Святым, и в церковных песнопениях свидетельствуется о явлении Приснодеве Ангелов с небесною пищей. И недаром ещё у древних христиан существовал праздник посвящения Девы Марии Господу. А царица Константинопольская равноапостольная Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Напрямую этот праздник на нашу жизнь как будто не влияет. Но именно сейчас заново происходит введение во храм нашего народа, мы переживаем религиозное возрождение, понимая, что находимся ещё в младенческом состоянии в вере. Нам надо войти во Святая Святых и там встретиться с Богом. Вызывают чувство благоговения родители Пресвятой Богородицы – свв.Иоаким и Анна. Пречистая – плод их молитвы и непоколебимого доверия к Богу. Доживя до старости, претерпев оскорбления – отсутствие детей воспринималось в те времена как знак неблаговоления Божия, – они не сомневались, что Господь может благословить их ребёнком, не укоряли Бога в несправедливости, не отчаивались. Поэтому проповедники в этот день говорят прихожанам: «Если вы хотите иметь детей достойных – вот как надо их вымаливать, вот как надо верить Богу». Родители Приснодевы исполнили свой обет: с великой радостью отдали Её Господу! А ведь, казалось бы, родив долгожданное Дитя, им захочется утешения от этого Ребёнка – радоваться, ласкать, наблюдать, как Он растёт, наслаждаться Его чистой любовью, трогательной беззащитностью. Но они добровольно лишают себя всего этого. Потому что этот Ребёнок – дар Божий, и Он принадлежит Господу. А сейчас многие родители не думают о спасении своих детей, случается, ещё и противоборствуют: «В церковь идёшь? Зачем тебе это надо?» А уж коли в монастырь собралась – вообще трагедия. А вот блуд мало кого страшит: «А что? живём как все…» Иные рассуждают: «Вот выйдем на пенсию, будет время грехи отмолить». А будет ли время? И даст ли Господь дожить до пенсии? Да и хорошо ли это – дарить Господу увядшие цветы?! Куда полезнее было бы девушке прежде замужества пожить немного при монастыре – в подражание Пречистой – научиться послушанию, незлобию, труду, благочестию и смирению. Да и юноше это не помешало бы. Мы должны стараться уподобиться Приснодеве, подражать Её жизни в Церкви. Как? А посмотрите, чему Её учили в храме. Богородица занималась рукоделием и изучала Священное Писание, удалялась в Святая Святых и там Одна оставалась с Богом и молилась. Поэтому ветхозаветный Иерусалимский храм – это прообраз христианского храма. Но там, где у иудеев Святая Святых, – у нас алтарь, там, где стояли верные, теперь храмовая часть. То есть мы стали ещё ближе к Богу. И если в Святая Святых входил раз в год первосвященник, у нас в алтарь имеют право входить все церковнослужители, и для прихожан он открывается – мы можем его видеть и словно присутствовать в нём. А что же такое Святая Святых в ветхозаветные времена? Это отблеск утраченного Рая, единственное в своём роде место на земле, – место встречи Бога и человека. Там, во Святая Святых, первосвященник один раз в году молился об избранном народе пред лицом Господа. И вот в это святилище вводится Дева, строгий вековой запрет нарушается, ибо Богом был этот запрет наложен, Богом он и был снят ради будущей Богородицы. Не противозаконно, но со славою вводит во святилище смертный первосвященник будущую Мать Первосвященника вечного. Вхождение Девы во храм настолько переменило Её дальнейшую судьбу, что его можно смело назвать Её вторым рождением, – рождением для новой жизни, посвящённой Богу. Десять лет Пресвятая Дева пребывала при храме, молилась, трудилась, беседовала с Ангелами. Так готовила Она Себя – Чистейший Сосуд – для принятия Христа Спасителя, готовилась стать Матерью Самого Бога. Восхождение по ступеням и вхождение во Святая Святых Отроковицы – предвестник будущего голгофского восхождения Спасителя на Крест, на Котором совершилось Таинство искупления человеческого рода. А Её вхождение в Святая Святых проображало собою то, что Спаситель откроет людям затворённые врата Рая, введёт человечество в Небесное Святая Святых – в Царствие Божие. И мы с вами всю свою жизнь преодолеваем эти ступени, которые символизируют нашу победу над каким-либо грехом. И тех христиан, которые по милости Божией проходят все эти ступени, встречает Первосвященник будущих благ – Иисус Христос – и вводит в храм любви Божией, в обитель спасения. | |
|
|
|
ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ЛЮБОВЬ, НАДО ТРУДИТЬСЯ |
|
В семьях, созданных на таком зыбком основании, постепенно растет раздражение, жена может начать «пилить» мужа, что в итоге приводит к разводу. У супругов должна быть общая цель, к которой оба должны идти вместе, рука об руку. Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед молодежью в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, вспомнил случай из своей жизни. Однажды к нему приехала на мотоцикле одна молодая пара за благословением на брак. Будущий патриарх спросил, давно ли знакомы молодые люди. Они ответили, что пару месяцев. Тогда он обратился к молодому человеку и спросил: «Ты любишь свою избранницу?» – «Да, люблю». – «Тогда представь себе, что завтра вы едете на мотоцикле, попадаете в аварию, и она до конца дней остается инвалидом. Ты готов до конца жизни находиться с ней рядом?» Патриарх сказал, что ему даже не нужно было ответа – достаточно было всего лишь посмотреть на реакцию молодого человека, который очень смутился. Так проверяется готовность людей к браку: быть вместе не только в радости, но и в горе. В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых. Первое и самое главное – любовь. Очень важно правильно понимать это слово, потому что далеко не все знают, что такое настоящая любовь. Второе – это правильное понимание целей и задач семейной жизни. И третье – правильная семейная иерархия. Почему так важно, чтобы в семейной жизни присутствовали все три этих компонента? Потому что неправильное понимание или отсутствие одного из них обязательно приведет к проблемам в семейной жизни. Допустим, что супруги имеют любовь, им понятны цели и задачи семейной жизни, но у них неправильно выстроена иерархия: жена взяла на себя несвойственную ей функцию главы семьи. При такой расстановке сил неизбежны конфликты. Или другой пример. Иерархия правильная, но супруги не имеют истинной любви, неправильно понимают, что такое любовь. Они принимают за любовь эротическое влечение или собственный эгоизм. Пока они только радуют друг друга, им хорошо вместе. Но как только начнутся испытания, такой союз долго не протянет. Возможен и третий вариант. Муж и жена действительно имеют любовь. С иерархией тоже порядок: муж – глава семьи, жена – помощница мужа. Но все равно им будет трудно, если они не пришли к согласию по главному вопросу: как строить свою семейную жизнь. У каждого из них свои представления и понятия о том, какой должна быть семья, или же они вообще не задумывались о том, что же они хотят от брака и друг от друга. Семья – это труд, но очень благодарный труд. Жизнь в браке – это взаимное терпение, прощение, любовь, работа над собой и отношениями. Часто можно слышать: «У нас прошла любовь, все рухнуло». Какую любовь имеют в виду супруги? Видимо у них плотская любовь прошла, а духовная – не появилась! Если у вас нет общей цели, то это конец, у вас нет желания все восстановить, вы пресытились друг другом. А нужно осознать это, сделать переоценку ценностей, переходить на новый уровень отношений. Семья – это ответственность. И тут нам мешает эгоизм, страхи, непонимание смысла создания семьи. Не надо искать в семье только приятных ощущений, ложного чувства комфорта. Господь творит первую жену не потому, что Адаму было скучно, а потому, что в человеке заложена потребность любить и давать любовь. Брак – божественное установление, и создается он для любви. Любовь – цель брака и главное объединяющее начало в семье. Но недостаточно только знать это, необходимо правильное понимание любви. Из-за чего люди бросают семью, разводятся или теряют веру в Бога и уходят из Церкви? Из-за того, что не смогли понять, что такое любовь, или не смогли сохранить ее. Настоящая любовь – это не эмоция, не ощущение, не страсть и не порыв. Любая эмоция, тем более – страсть, не может быть долговременной, а любовь должна быть вечной. «Любовь никогда не перестает», как говорит апостол Павел(1 Кор. 13:8). Любовь – это ответственность и наш долг перед теми, кого мы выбрали, чтобы любить, а также перед Богом и нашей совестью. Выбрав наших любимых, мы отвечаем за них. Как у Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Если не принять твердого решения любить, то наше чувство к человеку будет зависеть от треволнений житейских. Сегодня я люблю, мне хорошо, приятно рядом с любимым, а завтра мое настроение изменилось, я устал, и мое отношение к ближнему тоже изменилось, я уже не хочу его видеть. А послезавтра встретил кого-то, кто мне понравился больше – вот и вся любовь. И все это звучало бы нелепо и неправдоподобно, если бы мы не видели в нашей современной жизни тому «тьму примеров». Когда и молодые, и пожилые, которым вроде бы уже надо задумываться о вечности, бросают своих любимых только потому, что встретили кого-то помоложе и посимпатичнее. Возможен и другой вариант: не наше настроение изменилось, а близкий нам человек причинил нам боль – вольно или невольно. И здесь необходимо помнить о нашем решении хранить любовь и нести ее через годы и испытания. И вообще нужно не идеализировать любимого человека, а знать, что он не всегда будет только радовать нас, а возможно и сделает нам больно. Одно из главных качеств любви – жертвенность, умение сострадать тому, кого любишь. Радость истинной любви не в получении каких-то благ от любимых, а в том, что мы можем проявить свою любовь, что-то для них сделать. Человек по-настоящему счастлив не тогда, когда его любят, но когда любит он сам. Самые несчастные на земле люди – те, которые никогда не любили, ведь если человек любит людей, он тоже не останется без любви, будет любим. Преподобный авва Дорофей говорит: «Не ищи любви от ближнего; ищущий любви, если не увидит ее, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, и приведешь ближнего к любви». Первые годы брака – это школа отношений, время, когда молодым нужно научиться терпению, смирению, любви и взаимодействию. Этот период очень важен для всей последующей семейной жизни, он закладывает фундамент для строительства семейного дома. В семейной жизни особенно важно помнить, что главное – это сохранение мира и любви, поэтому выбирать стиль поведения нужно таким образом, чтобы семейный мир не был нарушен, даже если при этом супругам придется пожертвовать собственными интересами. Прощать – это свойство Божие, ведь Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на кресте. И мы, носящие в себе образ Божий, созданные по этому образу, должны учиться у Него прощению. Поэтому и апостол Павел говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4:32). Обида не только не дает нам общаться с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). И умение прощать обиды, быть снисходительным к немощам других – весьма ценный навык для семейного человека. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – сказал наш великий святой – преподобный Серафим Саровский. Многим эти слова кажутся совершенно недостижимым идеалом. Но ведь если, например, в семье сложилась тяжелая, напряженная ситуация, родные враждуют между собой и хотя бы один человек начнет вести себя иначе, то есть хоть в малой степени стяжает дух мира и прощения, не будет отвечать злом за зло, перестанет обижаться, будет всех любить, то обстановка в этой семье изменится в лучшую сторону. И люди вокруг такого человека будут также меняться, видя его мирное расположение. Обиженный, злопамятный очень страдает от злобы, гнева и уныния. Обида мешает ему жить полноценной жизнью, радоваться тем дарам, которые нам посылает Бог. Если обида сильно укоренилась в сердце, то она, как незажившая рана, постоянно дает знать о себе, ноет, болит и причиняет обижающемуся постоянное безпокойство и скорбь. И напротив, умеющий прощать, великодушный – по-настоящему счастливый человек. Ведь когда мы имеем мир в душе и находимся в мире с людьми, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону. Но все-таки, что делать, если не удалось сохранить этот мир и обида поселилась в нашей душе? Первое и самое главное правило в таком случае – начинать молиться за обидчика, за того человека, который вольно или невольно причинил нам скорбь. Этот совет дает нам Сам Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). И непреложную истину этих евангельских слов я неоднократно испытала на собственном опыте. Самый верный способ простить человека – это начать молиться за него каждый день. Молитвы о примирении враждующих и «о ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном православном молитвослове. Можно также после этих молитв молиться своими словами о том, чтобы Господь помог нам справиться с обидой и примириться с ближними. Нужно всячески избегать злословия и осуждения наших обидчиков. Не только вслух, но даже мысленно не ругать, не порицать и не осуждать их. «Ненавидеть грех, но любить самого грешника». То есть не отождествлять человека с теми нехорошими поступками, которые он иногда совершает. Ведь каждый из нас сотворен Богом с чистой душой и стремлением к добру; все, что есть в нас греховного, не является принадлежностью нашей природы, это все пришлое, наносное, и поэтому важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения. Грех не может являться частью природы самого человека, он приходит в душу от диавола. Другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий – это человек больной, немощный, а значит, достойный жалости, а не осуждения и порицания. Молиться за обидчиков есть проявление великодушия, а проклинать их – проявлять слабость души. Если произошла ссора, разрыв, очень важно увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Ведь даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то все равно не все сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять ответственность за случившееся на себя. Не нужно бояться первым проявить инициативу примирения. Все мы люди гордые, и нам бывает очень трудно сделать первый шаг, даже когда мы полностью осознаем свою вину. Мы опасаемся, что нашу попытку к примирению неправильно поймут, боимся оказаться отвергнутыми. Бояться этого не нужно: как правило, наш оппонент тоже мучается такими же сомнениями и, оценив нашу добрую волю, охотно пойдет на примирение. Но даже если ваша попытка к примирению не нашла отклика в сердце другого, не оставляйте надежду. Нужно пробовать примириться еще и еще раз, но сделать это через некоторое время. А пока необходимо усилить молитву о мире. Здесь важно избегать еще одной опасности – отчаяния. Даже самый неприятный или греховный эпизод нашей жизни – это всегда очень большой опыт, и из него нужно уметь извлекать уроки. Делая правильные выводы из пережитого, мы стараемся не повторять прежних ошибок и делаемся сильнее и мудрее. Даже измена и развод не повод для тоски и отчаяния. Цель жизни христианской – спасение души. И совершается оно через наш духовный рост, совершенствование. И быть может, разлука с супругом (или супругой) также нужна нам для того, чтобы стать лучше, совершеннее. Научиться прощать, терпеть и любить. Супруги, поссорившись и расставшись, часто начинают понимать, как много они теряют и как не могут жить друг без друга. Почему семейные (да и не только) конфликты часто заходят в тупик, а иногда тянутся целыми годами? Потому что каждый из конфликтующих в действительности не ищет разрешения конфликта, не хочет начать с себя и увидеть свою вину, а отстаивает свои амбиции и обвиняет во всем противоположную сторону. В этом главная ошибка! Только изменив себя мы можем преодолеть конфликт. Ведь переделать, перековать ближнего мы не можем. Как говорится, «свою голову другому не приставишь». Сделать первый шаг к примирению не есть признак слабости, как раз наоборот, это признак силы, благородства души. Не нужно бояться идти навстречу, бояться проявлять к другому открытость и искренность. Мешать этому может только наше самолюбие. Конфликты, разногласия, конечно, непростое испытание для семьи. Безусловно, их нужно всячески избегать, но бояться не нужно, ведь если между супругами есть любовь и стремление к миру, Господь обязательно поможет им в сложной ситуации. Когда семейный корабль дал крен, начинать надо с самого главного: мы должны молиться Богу, Богородице и небесным покровителям брака о помощи. Ведь «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) – сказал Господь. Совершенно точно известно, что самыми прочными и счастливыми являются те браки, где супруги научились прощать недостатки своей половины и видеть положительные стороны друг друга. Для православного христианина должно быть понятно: хочешь любить ближнего - научись его прощать, потому что сами мы люди безконечно далекие от совершенства. И грешному нужно уметь прощать и принимать такого же грешника. В браке идеализация другого человека и идеализация семейной жизни является причиной большинства супружеских конфликтов. Христианская семья строится на почитании. Жена должна уважать, почитать мужа как главу семьи, муж должен оказывать почтение жене, заботиться о ней, дети должны почитать родителей. Но при этом почитание не должно быть таким: "Я буду почитать этого человека, потому что он ведет себя достойно и заслуживает к себе уважения, а если не будет заслуживать, то почитать его совсем необязательно". Вспомним, что достоинство человека определяется нашим отношением к нему. Апостол Петр наставляет мужей обращаться с женами, "как с хрупким сосудом, оказывая им честь" (1 Пет. 3:7), почитая их. Не только женам нужно почитать мужей, но и мужьям чтить своих спутниц жизни. Если человек сумел создать семью, где его любят, понимают и ждут, это дает ему огромную защиту даже в самых страшных и тяжелых обстоятельствах жизни. Даже в разлуке с семьей семьянин чувствует помощь и защиту семейных уз. В христианском браке любовь мужа и жены имеет безкорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви и говорит: «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь, и Себя предал за ню <за нее>». В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющим и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда (к старости) даже и внешне становятся похожи друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии, в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви. Христианский брак есть живая жизнь двух в единении, и с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Мария Пронина (печатается с сокращение) |
|
|
|
ГОРЕ ОТ УМА |
В далеком 18-м веке, среди стонущих под турками греков, проповедовал Христа и принял смерть за проповедь Св. Косма Этолийский. Это был человек чрезвычайных дарований. До 20-ти лет не знавший алфавита, он выучился в зрелых летах, постригся в монахи и, пройдя искус, пошел проповедовать Евангелие своим соплеменникам. В своих поучениях святой возвышался умом до пророчеств и говорил много такого, что никак не могло быть понято современниками. Однако нами это не просто понимается, но видится на каждом шагу. «Вот, – говорил он, – будет бежать по дороге быстрее зайца повозка без лошадей». Современники лишь пожимали плечами, а мы видим вокруг обилие машин и понимаем смысл сказанного. «Вы уедете жить на другое место, а на ваше приедут чужаки». Мы и видим волны миграций, спровоцированных то войной, то бедностью, то еще чем. Воры, говорил Косма, будут жить не в горах и лесах, а в городах. Будут одеваться богато и жить на широкую ногу. Ну да, говорим мы, тысяча карманников в год не наворует того, что хапнет за раз финансовый спекулянт в очках с золотой оправой. Много говорил святой об образовании. Во множестве бедных сел Греции и Албании не было ни храмов, ни школ. Святой способствовал возникновению того и другого. При этом на школу смотрел как на помощницу Церкви. Сама грамота виделась как способ постичь знания полезные, стряхнуть с плеч унизительное рабство, познать глубины веры. Но, содействуя народному образованию всемерно, Косма говорил: «Беды к вам придут от грамотных». И еще: «В школах будут учить такому, что вам в ум не влезет». Очевидно, внушенное Духом и сказанное человеком касается не противоречий в словах Космы, а разных типов образования. Есть знания, облагораживающие человека, но есть и знания, придающие греху видимость законности. Ложное направление ума санкционирует извращение жизни, и оно едва ли не страшнее полной безграмотности. У народа нашего (как и у народа греческого) в крови – уважение к слову написанному. Это потому, что место главной книги и занимала и продолжает занимать еще Библия. О чем бы ни пошел спор, можно и сегодня услышать: «А где об этом написано?» Естественно было при этом простым людям смотреть на городских грамотеев, как на небожителей. От них ожидалась вместе с грамотностью и чистота намерений, и бытовая опрятность, и высокая нравственность поступков. Но, действительно, всенародное горе, если приходит, то – от образованных. В житии Силуана Афонского описывается случай с книгоношей. Отец Силуана был человек чудесного сердца, но неграмотный. А грамотных, как положено, очень уважал. И однажды принял в дом разносчика книг, надеясь вечером послушать того о «вещах Божественных». Тот же, на удивление и возмущение отца, оказался атеистом и понес свою околесицу про земной рай и всемирное счастье. Огорченный крестьянин после говорил: «Я думал, он умный. А он дурак». Образованный человек не просто способен быть дураком, и нет в этом никакого оксюморона. Образованный человек умножает риск стать дураком ровно настолько, насколько он образован. Это мысль тяжелая и парадоксальная, но народ наш ее понял (понимал раньше), чем показал свою внутреннюю глубину. Простак если и согрешит, то грех грехом назовет, а значит, рано или поздно покается. А «образованец», умный в своих глазах, столько пыли вокруг себя поднимет, что пыль эта станет настоящей дымовой завесой и для его грязных делишек, и для других людей, соблазненных его теориями. В «Братьях Карамазовых» все подлинные негодяи и с образованием, и с претензией. Вот как ловко отец семейства Федор Карамазов расправляется на словах с идеей ада. Меня, говорит, бесы в ад крючьями потащат и не могут не потащить. Кого же и тащить, если не меня? Но я думаю: «А откуда у них крючья? Фабрика, что ли, в аду есть?» Потом он развивает мысль о том, есть ли в аду потолок. Должен ведь быть. Потом, доведя все до путаницы и абсурда, сам ад высмеивает как явление абсурдное и несуществующее. А напоследок возвышает оскорбленный глас: «Так где же правда? Ведь я первый достоин ада, а его нет!» Нынешние срамники не так изобретательны. А этот и обосновал нравственную необходимость ада, и «доказал» его отсутствие, и выдал сам себе санкцию на прочее греховное житие, сопровождаемое муками благородного сердца. Каково?! Ум человеческий без молитвы есть второй сатана. Изворотливый и хитрый, он вьется кольцами, как змей, и в это время он одновременно и гадок, и страшен. Итак, Федор Павлович высмеял ад, как бы говоря: «Я такого ада не боюсь. Впрочем, и не верю в него вовсе». Значит – гуляй, душа. Теперь остается с Раем расправиться, опровергнуть его существование или высмеять. Иначе рай на земле строить нельзя. Иначе – противоречие, а сатана – великий любитель логики. Для этой работы тоже нашлись мастеровые. Вот, хотя бы, Бальмонт. Мне ненавистен был бы Рай Среди теней с улыбкой кроткою, Где вечный праздник, вечный май Идет размеренной походкою. Можно кричать: «Хозяин, готово!» Сами придумали нечто скучное и безтелесное, сами же отворотились от него, скривившись, и сказали: «Я в рай не хочу. Там скучно. Да я и не верю в него вовсе». Вывод тот же: гуляй, душа! Если сам поэт такого вывода не сделает, то за него этот вывод сделают заинтересованные лица и толкователи творчества. Но вывод – таки будет произнесен и даже провозглашен, уже неважно – кем. Поэты и прозаики – это несомненные грамотеи. Говоря о том, чего не знают, и смеясь над тем, чего не понимают, грамотеи сии наслаждались гражданским миром и защитой законов. Многие также пользовались дворянскими привилегиями и выгодами высших сословий, и при этом непрестанно будили лихо в своем, «без руля и без ветрил» носившемся по волнам воображения, творчестве. Лихо, наконец, проснулось. Пришла беда от образованных. «Только вот жить в эту пору прекрасную» пришлось не восторженным фантазерам и не идейным разрушителям основ, а следующим поколениям, к которым принадлежим и мы. Выбираться из идейного дурмана, доставшегося нам по наследству, есть наш жизненный подвиг. Подвиг не в смысле того, что мы – отчаянные храбрецы. А в смысле того, что нам сдвигать с места и дальше двигать телегу, всеми четырьмя колесами увязшую в мысленной каше, оставленной образованными атеистами. Для современности картины можно заменить телегу на «Жигули», но суть остается прежней. И подходы не поменялись. Любитель греха должен и нынче сначала выписать себе справку, разрешающую грешить и облегчающую муки совести, и лишь затем грешить с удовольствием. И здесь срабатывает тот же механизм. - Попы плохие. Церковь «не такая». Значит, верить и молиться не буду. Совсем не буду и никогда. Разве у заезжего сектанта проповедь послушаю или с буддистом помедитирую. И, значит, никто мне не указ. Значит, живу, как хочу, и в душу мне не лезьте. Это очень часто встречающийся монолог оскорбленного сердца. Он же – санкция на полное самоуправство и мелкое пакостничество. И все это – наследие «образованщины». Обсмеяли то, чего не узнали и не поняли, и – гуляй душа. Народ наш долго был неграмотным, но беда эта касалась в основном неумения читать Библию. И борцы за народное просвещение, даже из неверующих, ставили перед собой всегда только одну цель – поднять нравственный уровень народа с помощью света науки. Они по наивности и подумать не могли, что знания без веры не только не исцелят, а окончательно добьют несчастный народ. Для них это предположение было бы сильной фантазией, а для нас это очевидный факт. Беды пришли к нам через образованных. Веря в исцеление подобного подобным, стоит ждать теперь и врачевства от правильного образования, связанного с Богом, а не враждующего против Него. И если есть уже немало храмов в местах скорбей и временных тягот, как-то: в больницах, тюрьмах, на кладбищах, – то необходимо появиться большему числу храмов и в ВУЗах, в школах и лицеях. Если только мы сумеем соединить наукообразное варево с солью веры, то уменьшится количество тюрем и не так быстро будут заполняться кладбища. О, кто бы чашу с высшим образованием уравновесил чашей истинной веры, чтобы нам не сходить с ума и не гнить заживо от сомнительного многоумия?! Сможем ли? Сумеем ли? Ведь то, что говорил Косма о беде, пришедшей от образованных, исполнилось с очевидностью. И не только это. Вот еще что говорил он непонимавшим слушателям, и что мы видим собственными глазами: - Придет время, когда земля будет опоясана одной ниткой (Это телеграф, а после – всемирная паутина). - Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией (А это – телефон). - Вы увидите, как люди будут, словно птицы, летать над землей, низвергая пламя на землю (Это бомбардировки). - Люди станут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям (К этому слову стоит прислушаться). - Когда станут управлять молодые, придет беда (Современность, списанная с натуры). У нас есть только один вариант непостыдного будущего. А именно: если спросят Русь, эту птицу-тройку, словами Гоголя: «Куда несешься ты?», то чтоб ответила она: «Спешу в храм воспевать Святую Троицу, Отца и Сына и Духа Святого». Иначе так и будет наша тройка стоять, как телега, всеми четырьмя колесами в той грязи, в которую завезли ее безбожники с дипломами о высшем образовании. Протоиерей Андрей Ткачев |
|
|
|
ВСТРЕЧА |
|
Не могу без радости и волнения писать о том, что услышала сегодня от моего руководителя. Эта история произошла буквально на днях. К слову сказать, среди родственников этой женщины не было ни одного православного человека. Длительное время Роза (имя изменено) была в угнетенном состоянии: стресс стал ее постоянным спутником. Во-первых, сколько уже лет она одна: муж ушел к другой женщине; во-вторых, быть руководителем – всегда нелегкая работа, а в женском коллективе – тяжелее в разы. С сыном-подростком то и дело ссоры, непонимание; надо бы разобраться в ситуации, поговорить по душам, но начальнику, к тому же одинокой женщине, приходится зарабатывать деньги на жизнь. Вот и получается замкнутый круг. Роза заметила, что когда ей приходится особенно трудно, снится покойный отец, которого она так любила и которого так часто не хватает. В ту ночь ей приснился отец и посоветовал пойти в православный храм. «Как мне в церковь идти, я же татарка?» – недоумевала Роза, но все же решилась и поехала в один из городских храмов. Литургия закончилась несколько часов тому назад, и в храме не было никого, кроме женщины из церковной лавки. Роза стояла у самого входа, не решаясь войти. Продавец подошла к ней. Завязалась беседа. – У нас организуется паломническая поездка к удивительной святыне – Поясу Пресвятой Богородицы. Хотите, вместе отправимся в Нижний Новгород? Думаю, и сын с Вами захочет поехать. Роза решила все хорошенько обдумать и посоветоваться с сыном. К ее удивлению и радости, сын тоже захотел ехать. За эти три дня паломничества Роза вдоволь наговорилась с сыном и, главное, восстановились их добрые отношения. В Нижегородском Александро-Невском кафедральном соборе наша героиня приложилась к Поясу Богородицы. – Я все время плакала, плакала и думала: ведь я такая грешная и все родные мои были такими же, а потом появилось непередаваемое чувство огромной радости и утешения. Далее путь был в Дивеево. – Мы стояли в очереди к святому Серафиму, – рассказывает Роза, – и я спрашивала себя: о чем же просить и разве я могу к Серафимушке с просьбой обращаться? И еще у меня было такое чувство, что никого вокруг нет – только я и Серафим Саровский, а ведь кругом было очень много людей. Сын наблюдал за мной со стороны и сказал потом, что я была в каком-то оцепенении. Подошла моя очередь, упала я перед Святым и снова залилась слезами. Еще, знаете, я во всех источниках купалась, но не заболела. На обратном пути паломники остановились в небольшом храме. – Там иконы плакали. Одна из них мне особенно понравилась. Я подошла и поцеловала ее – и меня как огнем обожгло. Смотрите, до сих пор вот едва заметное красное пятно. Уже знакомая нам женщина-продавец из городского храма улыбается и говорит: «Глупая ты, Роза, дурочка, разве можно Богородицу в уста целовать?» – На меня повлияла эта поездка: как-то отодвинулись и утряслись все проблемы и больше не кажутся мне такими важными все мои дела. Спокойно на душе, тихо. Я перестала пить таблетки от постоянной головной боли, успокоительное. Нет, она не говорит о крещении или, как выразилась сама Роза, о смене веры. Полагаю, не надо торопить события, главное – Встреча состоялась. Теперь, когда человек уже прикоснулся к благодати Божией, он решит, по какому пути ему дальше идти. Кстати, ни разу с моим руководителем о вере мы не говорили, хотя она знает, что я православная. И почему именно мне она сегодня рассказала эту удивительную историю? Может быть, это для вас, дорогие читатели, чтобы вспомнили в своих молитвах эту женщину и других людей, которые не знают, но ищут Бога. Решение остается в таких случаях только за нами: ответить на этот зов или продолжать путь в никуда. Галина Риль |
|
|
|
|
КОГДА БОГ МОЛЧИТ |
|
Первое правило при чтении Священного Писания: неясные и спорные отрывки следует толковать в связи со всем Писанием, в контексте всего Писания. Если сложен для понимания вопрос об исполнении молитв, то уместно вспомнить, что ещё говорит Писание на эту тему. Первое же, что приходит на память, это слова апостола Иакова: Прoсите, и не получаете, потому что прoсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 2–3). Обладаем ли мы знанием, что для нас – добро, а что – во вред нам? Очевидно, что утвердительный ответ на этот вопрос будет слишком самоуверенным. Мои мысли – не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55, 8). Так, задача молящегося – стремиться узнать Его мысли, Его о себе волю, а не навязывать Богу собственный сценарий. Знание воли Божией не означает прозрений будущего. Скорее, речь о том, чтобы стать истинно Божиим человеком и предаться в Его руки настолько, чтобы действовать согласно с Его волей. Апостол Павел писал: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Значит, чтобы познавать волю Божию, нужно жить не так, как мир велит, но как Бог велит. Нужно преобразоваться обновлением ума, то есть так укоренить себя в Боге постом, молитвой, любовью, милосердием к ближним, чтобы сам ум у нас уже был новый – ум Христов. Тогда и сможем всегда просить у Бога только того, что согласно с Его волей. Чего же хочет от нас Христос? Пусть не в полноте, пусть и не о каждом событии в нашей жизни, но всё-таки в самых важных вопросах из Священного Писания мы можем узнать, чего Он ждёт от нас. В Писании мы не найдём указаний двигать горы. Разве не Сам Господь создал весь мир, возвысил горы, насадил леса, разлил моря? Нужно ли Ему теперь переставлять горы туда-сюда с нашей помощью? Богу ведь и Самому ничего не стоит совершить такое чудо, но куда более значительным чудом было то, что Он всю неимоверную гору грехов человеческих поднял и утопил в водах Крещения. Более значительным чудом было то, что Бог всю гору Своего непостижимого Божества подвинул с Небес и вместил на земле в теле человека. Мало кто может сказать о себе, что он преобразовал свой ум и познал волю Божию, а потому всегда просит только блага, только того, что угодно Богу. Что же делать человеку, который не получает просимого, а просит у Бога того, что по его человеческому рассуждению кажется добрым и духовным? Я прошу у Бога здоровья своему больному другу, друг никак не выкарабкается из болезни, а я лишь теряюсь в догадках о воле Божией… У святых отцов можно встретить совет не оставлять молитвы в таком случае. Даже если я искренне заблуждаюсь, даже если телесное здоровье моего друга станет ядом для его безсмертной души и нет воли Божией исполнить мою просьбу – всё равно нужно молиться. Если человек просит не угодного Богу, но просит не для того, чтобы употребить это для своих страстей, то Бог подаст не то, что человек просит, а то, что на самом деле нужно. В этом не может быть никаких сомнений: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 9–11). В Евангелии есть притча о ситуации, когда просьба долго не исполняется. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 2–8). Господь медлит исполнять наши просьбы. Думается, одно из возможных объяснений промедления (хоть и не единственное) – в том, что Господь даёт нам время самим глубже осмыслить свою просьбу. Легко разок попросить у Бога чего-нибудь возвышенного, даже не догадываясь, что на самом деле, в глубине своего сердца, ты не хочешь того, о чём попросил. Замедления в исполнении наших прошений помогают нам глубже понимать свои желания. Угодно ли Богу моё прошение? Нужно ли, полезно ли мне на самом деле то, о чём я прошу? Истинно ли стремится к этому моё сердце? Вопрос о том, какой должна быть наша вера, также стоит внимания. Ведь даже вера, творящая чудеса, – не даётся один раз и навсегда. Вспомним ещё один важный эпизод из Евангелия. Отправляя апостолов на служение, Христос дал им власть изгонять бесов из людей. Ученики возвратились с радостью и говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк. 10, 17). Но дальше мы читаем, что спустя какое-то время они не смогли изгнать беса из мальчика, и главной причиной этого Господь назвал их неверие. Возникает вопрос: как же могли апостолы не верить в свою власть над бесами, если они её неоднократно употребляли и убеждались в её силе? Они обладали уже не просто верой, но опытным знанием этой своей власти над нечистыми духами. Очевидно, вера-знание не творит чудес: «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Так какой же веры лишились апостолы? Думается, речь здесь идёт скорее о доверии Богу, о преданности в руки Божии. Вера – это чудесный дар свыше, но этот дар человек, несомненно, должен сохранить и приумножить. Не может быть такого, чтобы человек однажды принял Господа, исповедал Его своим Спасителем – и с того времени уже был спасён, независимо от своих собственных усилий. За такую веру нужно бороться, такую веру нужно возгревать в себе, иначе она может превратиться в недейственную веру-знание: знаю, что Бог есть, знаю, что Господь нас спас на Кресте, но Богу не доверяю, и Бог в моей жизни не действует. Но как возгревать веру? Святитель Феофан Затворник говорил, что если душа холодна, нужно её тереть – она и согреется. Тереть – значит размышлять о Боге, читать Его живое слово, молиться Ему, делать добро ближнему, бороться со своими страстями. Молитва – это неисчерпаемая тема. Опыт богообщения в Церкви накоплен огромный, но лучший Учитель молитвы, по слову святых отцов, – это Сам Господь. Твёрдо ступив на путь личного общения с Ним и продвигаясь по этому пути, человек и находит разрешение всех вопросов о молитве. Иеродиакон Савва (Гамалий) |
|
|
ПРИТЧА |
Один благочестивый петербургский вельможа был оклеветан, попал в немилость государю, и ему грозила тюрьма. Друзья отвернулись от него, и несчастный вельможа слёг от горя. В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с вельможей и зашёл утешить его в скорби. Супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию: – Помолись, отче, чтобы дело моего мужа получило добрый исход! – Конечно, надо молиться Господу, – ответил старец, – но необходимо попросить ходатайства и у приближённых государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу за вас. Старцу дали золота. – Нет, – сказал он, – нужны мелкие монеты. Нашли монеты, о. Назарий взял деньги и ушёл. Вечером он опять зашёл к вельможе: – Все царские приближённые обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей. И действительно, старец ещё сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближённых государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Тут открылось, что о. Назарий ни у кого из них не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным монеты, взятые им у вельможи. |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|