Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2012 год, выпуск № 6 (102)

КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ?

Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно достигало не только до ума, но и до сердца, и так, чтобы оно не стояло всегда перед нашим умственным взором как осуждение, когда каждое действие Христово, каждое слово Христово, каждая Его заповедь осуждают нас в том, что мы не такие люди, которые поступают, как Он, думают и чувствуют, как Он, или выполняют то, что Он заповедал нам?

Из страха, из обезкураженности мы ничего не достигнем; мы должны читать Евангелие так, как если бы Господь Иисус Христос пришел к нам как самый близкий друг, то есть как кто-то, кто заботится о нас больше всех других, кто не только вообще желает нам добра, но готов сделать все, именно все для нас, что возможно не только по-человечески, но и по-Божьи.

По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог – Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь; кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную.

Первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, – это взять его с благоговением, с чувством, что мы держим не только книгу и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова, которые мы читаем – это СЛОВО, Бог говорящий; говорящий через действие, говорящий человеческими словами.

И очень важно, что человеческие слова являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исаию пророка: Мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Он обращается к нам на человеческом языке.

И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке, с благоговением, с интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы присутствовали действительно, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему.

И слушать, будто слова, которые Он произносил, как говорит в Евангелии апостол Петр, – слова жизни, не слова смерти; слова, способные пробудить в нас все, что есть живого и по-человечески, и по вечности, по-Божиему; слова жизни, а не слова смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить нас даже прежде нашей смерти.

И это очень важно, потому что из страха, из чувства осужденности мы никогда ничего не достигнем. Итак, будем читать Евангелие, выбирая все те отрывки, которые доходят до нас, – не те отрывки, которые проходят мимо; отрывки, которые бьют нас в сердце, или, словами Эммаусских путников, заставляют гореть наши сердца, когда Он говорит нам. Будем читать эти отрывки, которые, воспламенив наши сердца, могут также привести – или приводят – к жизни наш ум, подвигают нашу волю, побуждают нас к новой жизни.

И вспомните – или поймите впервые – что эти отрывки показывают нам, что в этом (и это может быть что-то очень малое) Бог и мы едины умом, едины сердцем, что мы коснулись чего-то, в чем мы уже, пусть потенциально, подобны Богу. Это – откровение Божие нам, когда мы обнаруживаем, что Он подобен нам, а мы – Ему. Это и откровение о нас самих: в этой точке Бог и я – сродни, мы подобны; это уже отблеск Божественного образа, который я могу уловить в себе. И обнаружив это, мы можем прибавить: Дай мне быть верным этому, потому что, сохранив верность этому, я буду также верен себе и верен Богу.

И если мы храним как сокровище, как священное сокровище эти отблески нашего самого дивного божественного «я» и дивного человеческого «Я» Бога, тогда мы можем идти вперед с радостью, с вдохновением; мы можем идти вперед к тому, чтобы стать тем, что мы на самом деле есть. Конечно, на этом пути мы будем чувствовать внутреннее сопротивление, мы не всегда будем хотеть быть тем лучшим, чем мы можем быть; и на это нам ответят другие евангельские отрывки: берегись, если ты склонишься на то или другое искушение, если ты последуешь иному течению жизни, мысли – ты разрушаешь себя…

Потому что заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает, не муштровка; это – да, действительно, в форме заповедей– описание того, что мы должны чувствовать, чего желать и чем быть, если мы подлинно становимся людьми, достойными человеческой природы и нашего человеческого призвания, которое состоит в том, чтобы стать подобными Христу и участниками Его Божественной природы.

И если мы это сделаем, если мы начнем вглядываться и искать всего, что в нас есть красота, – уже образ Божий в нас, раскрывающийся, как солнечный свет всходит на заре (это может еще не быть яркий полуденный свет, но это всегда свет, может быть, за горизонтом – но свет!); тогда мы найдем вдохновение и мужество встать лицом к лицу с потемками и тьмой в нас. Но встать творчески, с тем, чтобы строить, а не с тем, чтобы разрушать. Зло не разрушают, не уничтожают – но строят добро; так же как мрак рассеивается не иначе, как внесением в него света.

Попробуем поэтому в будущем читать Евангелие, слушать его с благоговением, с радостью: Бог пришел ко мне, Он говорит мне лично; Он открывает мне красоту, которая есть во мне, и предостерегает меня о том, что может убить эту красоту. Но Он на моей стороне, Он мой Друг, мой Брат по человечеству, и также мой Бог и мой Спаситель.

Митрополит Сурожский Антоний


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ГОТОВЯЩИХСЯ К БРАКУ

Создание семьи – дело непростое и очень ответственное, здесь очень многое зависит от нашего выбора. В нашу жизнь приходит другой человек, с иными, чем у нас, взглядами, интересами, наконец, воспитанием. Естественно, мы не можем сказать точно, что все у нас будет гладко: человек предполагает, а Бог располагает!

Да, в какой-то мере мы рискуем, но тот, кто ничем не рискует, вообще мало чего добивается в жизни. Риск есть во всем: рожать ребенка – это риск, можешь умереть при родах, начинать строить дом или храм– это риск, можно не закончить, поступать в институт – тоже риск, и т. д. Но с другой стороны, многое зависит от нас самих.

Выбор спутника жизни является очень важным моментом в построении молодой семьи, принимать это решение нужно помолясь и со всей ответственностью. Главное – человек к браку должен быть готов! Это означает, что молодожены еще до брака должны учиться строить взаимоотношения, учиться общению, учиться разговаривать друг с другом, дружить, учиться спокойно обсуждать возникающие проблемы. Все это является тем основанием, на котором могут быть построены более глубокие отношения!

К сожалению, сейчас эту школу многие проходят понятно как– считают, что надо пожить в реальности, начиная с общей постели, с семейного быта, хозяйства, и всерьез думают, что это и есть школа семейной жизни. Это очень большое заблуждение!

Все перечисленные моменты стоят в жизни на третьем, пятом и даже десятом месте. Дело в том, что, живя в гражданском браке, люди не учатся главному – ответственности, любви, умению носить тяготы друг друга! Они, наоборот, учатся безответственности, т. е. тому, как, имея вроде бы все атрибуты брака, ни за что не отвечать!

Представьте себе, кому-то дали бы поуправлять большой фирмой без всяких обязательств: он не заключает ни с кем из работников трудовых договоров, ни перед кем и ни за что не отвечает.

Чем это обернется для всех, догадаться не трудно! Или другое дело, пришел некто поработать главным бухгалтером – он несет полную материальную ответственность за все, и перед людьми ему отвечать, он знает, что если что-то сделает не так, пойдет под статью! И это уже совершенно другой подход к делу.

То же самое в пробных сожительствах – люди учатся только одному – разгильдяйству в отношениях. В США было проведено масштабное статистическое исследование, в ходе которого выяснилось, что браки, где супруги имели опыт сожительства до регистрации, распадаются в два раза чаще и в них гораздо больше семейных проблем, чем в тех, где люди такого опыта не имели. Подобные исследования проводились во многих странах, и везде результат один. Пробное сожительство до брака является основной причиной крушения института семьи – это бомба, заложенная под брак!

Церковь языком духовной жизни говорит о том, что если этот грех совершен и нераскаян, мы за него обязательно расплатимся. А чем? Изменами, скандалами, разводом… Что построено на грехе, то не будет крепким и здоровым! Если люди в этом состоянии живут, им срочно нужно каяться и, естественно, заключать законный брак, если любят друг друга, или – если любви нет– расстаться! Это никому ничего хорошего не дает, об этом говорят не только служители Церкви, но и серьезные психологи и юристы. Сожительство– совершенно безплодный, тупиковый путь.

Чтобы создать счастливую семью – одну и навсегда, – необходимо руководствоваться правилами, собственно, не нами придуманными, а частично заложенными в Священном Писании, частично в большом опыте семейной жизни традиционной русской семьи, и, безусловно, собственным здравым смыслом.

Мы должны все делать разумно. Скажу больше, в Священном Писании слово «разум» и производные от этого слова употребляются триста шестьдесят раз, не говоря о синонимах, «премудрость», например. Это говорит о том, что Господь ждет от нас разумности в решениях, даже любовь должна быть разумной, потому любовь – это не то, что может накатить на нас!

Влюбленность, и это медицинский факт, к любви отношения не имеет по той простой причине, что никогда не продолжается вечно. Проводились научные и экспериментальные исследования, которые показали, что влюбленность– состояние некоторой эйфории. В крови влюбленного человека повышается содержание особых веществ, амфетаминов, говоря проще, естественных наркотиков.

Так что влюбленность – своего рода химия. Хотя это чувство немаловажно, она, по-видимому, дается для того, чтобы два разных человека почувствовали взаимную привязанность, которая помогла бы им преодолеть трудности первого периода брака и в дальнейшем построить что-то более глубокое и серьезное.

Почему браки распадаются? Потому что влюбленность проходит через сколько-то месяцев или лет! Так что все поговорки вроде той, что «любовь зла…» и т. д., – это про влюбленность, которая слепа! Первоначальное чувство проходит, люди, не создав дальше ничего глубокого, ответственного, думают, что любовь пропала. Они принимают влюбленность за любовь, и им кажется, что дальше надо искать другого человека. Есть вообще «влюбленнозависимые» люди, часто этим грешат творческие личности, артисты, постоянно играя на этом нерве.

Любовь – это чувство, которое появляется не сразу, и как настоящая дружба, проявляется только со временем, когда люди научаются быть вместе в горести и в радости, в бедности и в достатке. Это умение прощать друг другу, это чувство сердечной привязанности друг к другу, взаимопонимания, это чувство теплоты душевной, которое гораздо сильнее и крепче влюбленности. Просто люди этого не понимают, представляя, что отношения между мужчиной и женщиной должны быть похожи на голливудский фильм.

Если влюбленность – это некое желание иметь, то любовь – это желание дать, сделать что-то для другого. Не считаю, что чувство влюбленности – залог счастливого брака. Известны случаи, когда люди создавали семью и без всякой влюбленности, а потом уже в семье находили настоящее чувство.

Так что важны оба фактора: взаимные чувства друг к другу и разум. Вне разума ничего нельзя делать, даже верить неразумно нельзя: если мы будем доверять только собственным чувствам, верить правильно не сможем. В ключевых вещах обязательно нужно включать разум! Разум – это проявление Образа Божия в человеке! Вот у животных разума нет, а есть инстинкты, руководствуясь которыми они и создают пары, ищут партнера. Но мы– люди – и обязательно должны подключать разумное начало.

Первое правило, которого необходимо придерживаться при выборе будущего супруга – это единство веры, потому что для нас это самое главное. Для настоящего верующего человека вера – это смысл жизни, ему не все равно, как верить. Брак означает, что государство и Церковь объявляют нас самыми ближайшими родственниками: разные по воспитанию и по крови люди становятся единой плотью, ближе не бывает и быть не может.

А возможно ли допустить, чтобы человек, который нам ближе даже, чем родные дети, то есть моя половина, не разделял моих самых главных взглядов на жизнь?! Если, например, одна половина – мусульманин, а другая – православная христианка или девушка другой веры – обязательно будут проблемы в семье! Почему? Потому что они воспитаны совершенно в разных верованиях и культурах.

Для православного человека такой брак возможен только в одном случае: если другая половина захочет креститься. У меня очень много знакомых крещеных из мусульманских семей. Если он или она проведет такую миссионерскую работу – это замечательно– душу привести ко Христу!

Правило второе – у обоих должно быть правильное представление о браке. Вот, например, если один – сторонник традиционной семьи и многодетности, а это важный принцип, но его половинка считает, что все это временное, пробное, а детей вообще не надо иметь, от них одни проблемы, то, естественно, с такими разными взглядами на жизнь вообще не прожить. Единство взглядов на семью – обязательное условие.

И третье – общность интересов и взглядов на жизнь. Этот фактор тоже должен объединять молодых. Например, они должны быть из более или менее одной социальной среды, ведь человек всегда – родом из детства, он формируется в детстве. Представьте себе интеллигента в четвертом поколении, окончившего университет, в паре с девушкой, у которой образование восемь классов: полное отсутствие общих тем, прочитанных книг, интересов, – будет очень тяжело, хотя иногда под влиянием второй половинки человек может меняться в лучшую сторону. Но это скорее исключения!

К сожалению, сейчас люди не стремятся к браку, 70 % населения брачного возраста с 20 до 35 лет либо вообще о браке не думают, либо живут в состоянии сожительства и этим довольны до поры до времени. И это беда! Для современного общества ранний брак может быть и предпочтителен: человек все-таки много грехов не наделает!

Оптимальный возраст для создания семьи – скорее всего до 25 лет, потом станет тяжеловато создавать семью: с одной стороны, тянет груз прошлых ошибок, с другой – мешает закоснелость, статичность. Люди привыкают к этому состоянию и застревают в подростковом возрасте, не хотят брать на себя ответственность за семью, не хотят становиться взрослыми. До сорока лет прожив в свое удовольствие, перестраиваться непросто, особенно женщинам: воспитывать детей легче, пока молоды, ибо дети требуют много энергии и сил. Женщина после 30 лет вряд ли сможет родить много детей, а детей должно быть много, в связи с ужасной демографической ситуацией у нас в стране это просто необходимость.

Думаю, что муж должен быть все-таки ровесником либо чуть постарше жены, хуже, когда наоборот. Отец Иоанн Крестьянкин, человек мудрый и духовно опытный, говорил, что максимально допустимая разница плюс-минус пять лет. Тут много разных причин, но главное, муж должен быть человеком ответственным.

Есть несколько типов браков: «отец – дочь», «мать – сын» и «друзья». Психологи считают самым крепким союзом браки типа «отец – дочь», когда муж является состоявшимся мужчиной, покровителем и авторитетом для жены. Слово «брак» от славянского слова «брать» – муж берет замуж девушку. Человек оставляет мать и отца и прилепляется к жене, а жена к мужу – они друг другу в чем-то заменяют родителей. Жена, уходя из родительского дома, должна найти замужем крепкую защиту, она выходит за мужа, прячется за ним, как за надежной стеной.

Кстати сказать, при создании брака нужно думать не только о том, что сейчас происходит, но и о том, что будет через 10–15 лет. Тут еще вот какой момент: супруги должны быть одного поколения. Большая разность возраста – это еще и разность в опыте, знаниях, интересах.

Какими качествами должны обладать избранник и избранница? Что главное?

Первое – это опять-таки вера. Второе, говоря словами Ф. М. Достоевского, «какую жену выбрать: добрую или умную? Женюсь на доброй, чтобы любила меня и жалела». Есть такая пословица: «Выбирай шубу теплее, жену – добрее». Доброта – это красота души. К сожалению, люди часто видят не душу человека, а реагируют на внешность: как одевается, как выглядит, приятна ли в общении. На самом деле, это не так важно, внешние моменты при совместной жизни быстро отходят на второй план.

Можно привести еще одну мудрую пословицу: «Муж жене пастырь, а жена мужу – пластырь». Жена – это врач, своего рода «психотерапевт» для мужчины, жена должна отогревать его своей добротой и любовью. Все знают, что любить, сострадать и соболезновать, как женщина, мужчина не может.

Еще одно качество девушки, на которое следует обратить внимание молодым людям, это скромность. Кого-то, может, и привлекает яркость и броскость во внешности девушки, но каково с этим будет в браке? Сначала это будет возбуждать, а потом даст почву для ревности, так и говорят в народе: «Красивая жена – это чужая жена». У красивых девушек нередко возникают проблемы с самооценкой, им привычно внимание cо стороны мужчин.

Очень важны в девушке женственность и мягкость, они пробуждают в мужчине самые лучшие его качества. И конечно, умный и серьезный мужчина будет стараться найти настоящую мать для будущих своих детей. Тут важно понять, любит ли избранница детей.

И наконец, необходимо посмотреть, какова она дома, с родителями: если хамит им – не пройдет и года, как будет так же вести себя с мужем. Человек не может долго притворяться: их не уважает – тебя тоже не будет.

Теперь о том, как невеста выбирает избранника. Девушкам также важно смотреть не на внешние качества будущего спутника жизни – красоту или остроумие– не это главное для семьянина. Я знал мужчин, которые внешне не блистали красотой и силой, но были очень твердыми, сильными и ответственными, настоящими мужиками – «гвозди бы делать из этих людей»!

Многие современные девушки настолько активны, мужественны, сильны, что невольно выбирают себе в мужья «сыночка». Конечно, такое соотношение сил и обязанностей в браке самой женщине вскоре надоест, ее начнет тяготить эта несвойственная ей роль.

Будьте внимательны, если ваш избранник своей маме в рот смотрит, не может принять самостоятельного решения – в семье вы будете все тащить, и решения принимать вам придется самой! «Я корова, я и бык, я – и баба, и мужик».

Каким должен быть жених? Ответственным, вот что важно, хороший отец именно этим качеством обладает! А вот внешняя красота мужчины – весьма ненадежный ориентир в избрании спутника жизни!

Слава Богу, если у родителей молодых людей, собирающихся жениться, у самих есть семья. Они знают, как и чему можно научить ребенка, ведь тому, о чем ты имеешь чисто теоретические представления, не научишь! Важен свой личный пример и опыт. Если мать уважает и любит отца, а отец почитает мать, заботится о ней, подходит к семейным обязанностям ответственно – ребенок будет учиться правильным родительским сценариям. А если мать воспитывала его в одиночку, конечно, ему будет достаточно непросто построить семейный очаг.

Молодой человек, воспринявший опыт полной семьи от родителей, имеет гораздо больше шансов создать собственную счастливую и правильную семью! И самое главное, молитва родителей утверждает основания домов своих чад, как говорится в чине венчания.

Почему обязательно нужно венчаться? Что означает таинство венчания? Для православного все ясно – это Божие благословение Церкви. «Без Бога – не до порога» – говорили наши предки. Мы молебен служим на начало любого доброго дела, а брак – это рождение нового организма, тем более требует освящения! Венчание – есть своего рода крещение семьи, ее вхождение в Церковь. В этом таинстве просим благословения Божия на наш супружеский союз: Господь создал когда-то единого человека и разделил потом на Адама и Еву, а здесь создается единое целое из двух половинок.

Семья и брак – это начало рая на Земле. Важно помнить, что, как говорит народная мудрость, «от счастья ключи в своих руках ищи». Семья является таким местом, где мы многое строим сами, где Господь дает очень много свободы и творчества. Нужно стремиться сделать счастливым другого человека, а не для себя только хотеть счастья. Тогда брак окажется служением Богу и ближнему. Если человек воспринимает семью как большую ценность, то брак будет крепким: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше».

Священник Павел Гумеров


КАК УТЕШИТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Какие слова говорить человеку, потерявшему близкого? Что говорить, как помочь?

Как продолжать жить рядом, своими проблемами, когда у того остановилась жизнь? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Валентин Уляхин.

Мы знаем, что Господь Иисус Христос, встретив похоронную погребальную процессию, которая направлялась из города Наин в погребальную пещеру (вдова, потерявшая мужа, хоронила единственного сына), не стал говорить некрологов, потому что беде словами не поможешь, тем более, когда умирает родная кровинка, самый близкий, самый дорогой, самый любимый человек. Господь сказал только одно: «Не плачь!» По-гречески это значит буквально: не приклеивайся к горю, не отчаивайся, не впадай в страсть уныния, отчаяния, ропота, малодушия, не заливай слезами.

Господь не говорил наинской вдовице, что твои страдания спасительны, что так искупается грех человеческий, что сын по твоим молитвам воскреснет – избавится от грехов, которые он зачерпнул в земной жизни, войдет в Царствие Небесное. Этого Господь не говорил, Он сказал только одно: «Не плачь!» И сделал конкретное дело – Он воскресил сына вдовицы.

Когда горе посещает человека, наверное, самое главное – надо помнить, что никто не виноват. Мы часто начинаем анализировать, медитировать: почему, отчего я потерял самого родного, почему произошла страшная катастрофа, трагедия как ураган ворвалась в мою жизнь? Господь говорит: «Никто не виноват», когда апостолы спрашивали Господа: «Кто виноват, что родился слепорожденный невинный младенец?» Господь сказал: «Никто не виноват – ни он, ни его родители, ни его предки, но да явится слава Божия на нем» (Иоан.9:1,2).

И вот когда мы в страшных обстоятельствах, когда как девятый вал обрушивается на нас отчаяние, уныние, скорбь или болезни, или какие-то злые обстоятельства, будем помнить, что таким образом мы входим в крестный подвиг и становимся причастниками Креста Господня.

Я долго думал – почему Господь попустил 1917 год? Ведь какие страшные беды обрушились на наших пращуров! Мои бабушка и дедушка прошли это время – и голод, и холод, Гражданскую войну. Почему так? «Да явится слава Божия!» Потому что Господь попускает жуткие обстоятельства для того, чтобы спасти всех.

Если вспомнить далекие годы– 300-400-500 лет до 1917го­да – сколько невинной крови было пролито единокровными братьями, начиная от страстотерпцев Бориса и Глеба, сколько невинных страданий пришлось пережить от единоверцев, от единокровных, сколько издевательств пришлось пережить нашим пращурам, и в каких грехах они были виноваты? Мы все связаны мистически, потому что Церковь триедина: и живые, и усопшие, и святые – все мы составляем одну Церковь. И в этой Церкви Господь всех спасает. И чтобы спасти все человечество, начиная от Адама и Евы, Господу пришлось взойти добровольно на Крест, излить всю Свою кровь до последней капли, даже сукровицу (истекла кровь и вода из прободенного ребра Господа Распятого (Ин. 19:33-34)), для того чтобы воскреснуть тридневно.

Воскресение – только через Крест, и поэтому и нам с вами приходится сораспинаться вместе с Господом, чтобы спасти всех тех, кто ожидает в Вечности этого спасения. Как Господь, умерши как Сын человеческий на Кресте, сошел во ад как Сын Божий, безсмертный Бог умер на Кресте – и реально умер – чтобы сойти во ад и там избавить нас от клятвы, от проклятия, от дьявола, от смерти, от греха. Вот так же и нам приходится – сходить во ад.

У каждого свой ад. Обычно, это – состояние души, когда часто мы переживаем более того, чем Господь попускает нам, мы сами низводим себя до глубин адовых, до состояния ниже преисподней. Но, видимо, для того, чтобы Господь смог спасти наших родных, тех, кто ушел от нас в страшных мучениях, трагедии, всевозможных болезнях. Господь приобщает нас своему крестному подвигу для того, чтобы мы своим долготерпением, своим смирением, своей сораспятостью с Господом, своими муками смогли спасти тех, кто ожидает спасения и ждет встречи с нами в Вечности в радости, где уже «несть болезни, печали, воздыхания, но жизнь безконечная» (Панихида по усопшим). И чтобы мы все встретились в Царствии Небесном, Господь попускает нам лютые обстоятельства.

Часто мы недоумеваем – почему? За что? Я помню перелом в моей жизни в 70-80-ые годы, когда я всех потерял. Не только своих мать и отца, но всех ближних, всех, кто был мне дорог – моих учителей, моих знакомых старцев и стариц, которые учили меня христианству, учили меня жить. Все в одночасье ушли от меня. Я думал: за что меня наказал Господь? Чем я хуже других? Но я понял, что это спасительно.

И сейчас, когда мне 60 лет, я понимаю, что без тех страданий (а тогда я был на грани смерти, во всяком случае, на грани тягчайшего состояния, я думал, что не смогу пережить все, что мне попустил Господь) я не мог бы никогда служить в храме. Только благодаря этим страданиям я стал священником. Только благодаря этим страданиям я могу общаться с теми, кого Господь доверил мне – моими прихожанами. Я ближе им, я понимаю их, потому что я сам испытал это не понаслышке.

Я думаю, что все, что ни совершает Господь в нашей жизни, все это для нас спасительно. А когда я думаю о том, что пришлось пережить моим пращурам, моим предкам, то мои страдания по сравнению со страданиями и трагедиями тех, кто жил до меня, что-то очень и очень легкое. Надо учиться у наших предков, даже в лютую годину они оставались оптимистами. Они могли радоваться жизни, они могли удивляться жизни, любили жизнь и были веселыми людьми. Зная, что завтра умирать, во время войны, например, они могли веселиться, оставались людьми. Их опыт очень ценен.

Шесть лет тому назад у меня обнаружили карциному простаты, то есть рак предстательной железы. Мне пришлось пройти курс лечения – радиотерапию, облучение и даже имплантировать радиоактивные изотопы. Это было одно, это было в 2005 году. Но этого показалось мало, Господь попустил большее – через год у меня приключился инфаркт, и мне пришлось шунтировать сердце. После этого я как бы потерял тот мотор, который был рассчитан именно на меня, а получил мотор намного меньшей мощности. Но, тем не менее, до сих пор я жив и считаю, что все было весьма и весьма знаменательно для меня.

Когда я услышал, что у меня рак, карцинома простаты, я не поверил своим ушам. Мне тут же предложили три варианта лечения, но я не мог воспринять это во всей полноте. И, ожидая операции, в течение 2-3 недель, я потерял 10-15 кг только потому, что я не мог избавиться от навязчивой мысли: почему? Кто виноват? Зачем попустил Господь такое испытание?

После операции я старался об этом не думать. И когда через год мне пришлось пойти на шунтирование, и давление у меня стало колебаться от 200 до 60, и с падением давления я сам часто падал в коллапсе даже во время службы, что иногда происходит и сейчас, я старался не думать об этом. Просто не замечать.

Жизнь жительствует. Если человек доверяет себя Богу, то Господь Сам вершит и ведет человека по пути его жизни. Сам Господь знает тот момент, тот час, когда нам перейти порог Вечности, сам Господь вводит нас в уклад жизни, соответствующий нашей болезни.

Если мы воспримем это как должное, не будем отчаиваться, не будем заострять внимание, мусолить сознание, наши болячки, поменьше думать об этом, то, видимо, в этом найдем большое утешение.

Если мы постоянно будем думать о болезни, о том, как нам жить, как нам лечиться, какие средства и медикаменты нам использовать, это только обострит состояние, и мы долго не протянем. Тут просто надо довериться Богу.

В 70-80-ые годы я встречал инвалидов еще Второй мировой войны, без рук, без ног, которые были оптимистами, которые, несмотря на свои страшные болячки и увечья, думали о счастье, думали о жизни. И, видимо, Господь таким образом их готовил к Царству Небесному. Потому что все, что попускает нам Господь, все это для того, чтобы наша душа, наш дух усовершенствовались в меру Христову. Это есть соучастие в страданиях Христовых. И надо благодарить Господа за все!

Я знал одну монахиню, она была 1914 года рождения, она пела на клиросе в сельском храме, который я посещал в 70-80-ые годы. Ее звали Ольга Авдеевна, в схиме она была Алексия. Она была очень болящим человеком, она не могла петь без ингалятора – у нее была астма и туберкулез, и внутренние органы страдали. Но она никогда не отчаивалась, всегда была весела. И прожила она 97 лет.

Я знал также одного священника, инвалида войны, он служил недалеко от Ново-Истренского Воскресенского монастыря в Покровском храме. У него были осколки в позвоночнике – и он никогда не отчаивался. Он прожил более 80 лет. После войны, после поступления в семинарию, он несколько раз был на грани смерти, он буквально умирал. Но тем не менее он выжил и прослужил 45 лет после окончания семинарии, служил прекрасно.

Я также знал другого священника, который прожил 95 лет, который вместе со своей семьей находился в ссылке еще в 30-ые годы, который голодал, не вкушал хлеба по десять и больше дней, будучи еще отроком, в голоде, в холоде прожил 10-15 лет, сумел все выдержать, не отчаивался, оставался человеком, оптимистом. Умер он в 2005 году в возрасте 95 лет.

И таких случаев очень много. Будем почаще обращаться к опыту наших предков, пращуров, наших знакомых, и мы увидим благодатный материал для того, чтобы поддержать себя на плаву и не сдаться.


ПЛОТЬ И КРОВЬ

Одними из самых сложных и глубоких являются мои отношения с моим телом. Оно – моя часть, но в то же время нечто особое, способное ощущать боль, но и гораздо меньшее, чем я сам. Так что этими отношениями трудно управлять. Святые отцы-пустынники говорили, что тело – это хороший слуга, но плохой хозяин. Этими словами они хотели сказать, что тело призвано быть в послушании душе, а норовит властвовать над всем существом.

Мои плоть и кровь – это совокупность пределов и реалий, которые меня определяют, но не исчерпывают. Моя душа – местопребывание моего безсмертия, даже если я верю, что мое тело тоже воскреснет в последний день мира сего. Один из пределов моего тела – пространственный. Я здесь и нигде больше. Это единство места тела не распространяется, однако, на мышление, чувство, любовь, которые могут уноситься, подобно ветру и мысли, в места чужедальние.

Я люблю свое тело и считаюсь с ним, ибо это естественно, «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5: 29). Мы заботимся о теле, даже если оно каждый Божий день тяготит нас болезнями, ставит нам пределы, даже если тело – носитель наших страданий и грехов. Это противоречивое отношение к телу является отношением, в котором мы любим и ненавидим тело одновременно. Тело доставляет нам удовольствие, но оно же причиняет нам тем же путем боль отчуждения. Ибо тело – не что иное, как носитель нашей временности, напоминающий нам каждый день, что мы умрем. Болезни, немощи тела – это все пророчества о нашей неминуемой смерти, которая рано или поздно наступит, и вечный источник терзаний.

Честь, которую я должен оказывать телу, объясняется тем, что оно – храм Духа Святого (см.: См.: 1 Кор. 6: 19). Христос явился в мир во плоти, умер во плоти, воскрес во плоти, вознесся на небо во плоти, дарует нам Тело Свое в Евхаристии, чтобы показать нам ценность нашего тела как жилища временности и преддверия вечности. Ибо все добрые дела и все беззакония мы можем совершить, только когда являемся носителями тела. Тело, таким образом, храм нашей личной свободы, инстанция, решающая вопрос о нашей сущностной вечности.

При всем том святой апостол Павел пишет: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15: 50). Они останавливаются на пороге безсмертия, чтобы возвратиться в землю, превратиться в цветы и деревья и питать и тех, кто придет, – таких же носителей тела.

Мое тело, однако, не одна только плоть и кровь, но и та уникальная и неповторимая форма, в которой я совершил все свои дела и которая продолжит жить в безсмертии, во всеобщее воскресение. Таким образом, плоть и кровь уходят в землю, а свет или тьма, которые мы стяжали, когда были плотью и кровью, остаются навеки. И тем, что определяет меня в будущем веке, являются не плоть и кровь, а мое сущностное участие в Теле и Крови Христовой, то есть в святой литургии веков, к которой я призван был с самого зачатия своего, чтобы мне самому стать частицей, частью Тела Христова, каковым является Его Церковь.

Пост – это именно то духовное врачевство, в котором мы отказываемся от страстей плоти и крови и соединяемся с Телом и Кровью Агнца Божия, становясь одним целым с Ним: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6: 55).

Священник Иоанн Валентин Истрати, Перевел с румынского Родион Шишков


ДАР ЕВХАРИСТИИ

Мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь.

Дар Евхаристии — это есть дар жизни: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53). К чаше Евхаристии подходят, когда нет сил жить. В Святой Чаше нам даётся жизнь в чистом виде, мы её принимаем по ложечке и оживляем свои души и тела, заражаем их Божественной жизнью.

Господь сотворил нас для того, чтобы мы жили и получали от этого радость. В Евхаристии мы получаем не просто какую-то абстрактную жизнь, но радость подлинной жизни, можно даже сказать, что нам возвращается вкус к радости. И это для нас как христиан очень важно, потому что Господь доверил нам особое служение в этом мире: научиться любить людей, с которыми Он нас свёл в этом месте и в этом времени, а это очень тяжёлый труд, порой просто невыносимый. Потому что приятно слушать Горация, очень располагает общество Пастернака и как всегда очарователен Шекспир, но вот этот мой сосед, кашляющий за стенкой, эти ближние, которые шаркают домашними тапочками, чавкают за столом, передают сплетни, выглядывают из-за углов, которые от тебя всё время чего-то хотят — полюбить их? как это возможно?

Дар Евхаристии — это и дар любви. Чтобы просто улыбнуться человеку, выслушать его, принять его боль в своё сердце – для это нужны силы, силы любить. И вот эти силы восполняются в нас через приобщение к подлинному источнику Жизни, Любви и Радости – приобщение Христу-Человеколюбцу. Каждый христианин, подходящий к Чаше и вкушающий дар жизни с благодарностью и благодарением, напитывает всё своё естество жизнью с избытком и сам становится источником радости и любви для своих ближних.

Мы видим подтверждение этому в житиях святых. Множество людей стекалось к преподобному Антонию в пустыню за утешением, советом и поддержкой. Его речь была исполнена благодати, его устами говорил Дух Святой. Однажды Преподобный заметил, что один из посетителей никогда ничего не спрашивает: молча приходит, молча уходит. И старец задал ему вопрос: почему он никогда ничего не спросит. Посетитель ответил: «Мне достаточно смотреть на тебя, отче». В присутствии подлинных христиан у всех, кто с ними рядом, расцветают сердца, возрождается желание жить, такой христианин, как солнце, согревает оледеневшие души людей вокруг. Вот эту солнечную, воскрешающую, пасхальную силу жизни с избытком мы черпаем в чаше Евхаристии.

Игумен Савва (Мажуко)


ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Безсмертия. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот. И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

***

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь, нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Протоиерей Андрей Ткачев



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld