Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2012 год, выпуск № 10 (106)

БЛАГОДАТНЫЙ ПОКРОВ

Часто задают вопрос, а как эту помощь Царицы Небесной увидеть и ее покровительство заметить? Когда-то протоиерей Валентин Свенцицкий дал ответ: «… не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар».

Событие, которое легло в основу праздника Покрова Пресвятыя Богородицы, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во время всенощного бдения. Всенощное бдение - это служба, от которой у нас теперь осталось в основном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется – всенощная. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней – ангелы, архангелы, апостолы, пророки… И, молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется – Покров. Она покрывает нас Своим омофором. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Омофор – это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви.

Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь, от слова оранта – молиться, по-гречески.

Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще – овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах.

Эта же лента, которая имеет три конца – это архиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.

Таким образом, омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан.

Нашей Русской Православной Церкви особенно по сердцу пришелся этот праздник. В Греции этот праздник не отмечается так, как у нас – как великий праздник. Хотя явлен был там. Но видел это явление Андрей, Христа ради юродивый – славянин по происхождению. И в этом – удивительное свидетельство непостижимых путей Промысла Божия. Славянское семя, павшее на греческую землю, произрастило такого подвижника особого рода, Христа ради юродивого, Андрея. И ему, славянину, можно сказать русскому человеку, было открыто предстательство Матери Божией за род христианский.

Mиp весь, земная, мирская мудрость кичится. Но Бог избрал немудрое мiра (1 Кор. I , 27), как говорит апостол Павел. Именно в этом смысле для славян, православных русских людей, было характерно как бы отвержение земной мудрости. Ведь вот другие изобретали всякие особые усовершенствования, вводили в хозяйство новшества. А мы этим не увлекались. Нет, были и на нашей земле изобретения и некие достижения, но преимущественно было духовное видение всего, что происходит. Поэтому в некотором смысле, как говорят теперь, Россия отстала от Европы. Но отстала – это не значит, что в худом смысле. Есть такое выражение: он, говорят, отстал от пьянства или от какого-то еще порока. Значит, отступил от него. В этом смысле можно сказать и об отступлении славян – что они во главу угла поставили духовное начало. И потому Господь благословлял простые труды, ибо упование было, прежде всего, на помощь Божию, а не на, выражаясь современным языком, химию и технику. Ведь особых, поражающих своей оригинальностью, новшеств на Руси не было. В земледелии были, прежде всего, соха, лошадь. В труде была, как изображается иногда, отсталость. «Отсталость» страны, которая должна была к 1922 году выйти на первое место в мире по всем показателям. Если вдуматься во всё это, иногда приходит такая мысль: не то ли самое юродство это было? Которое для других было юродством, но удивительным образом Господь через ду­ ховность благословлял простые труды и давал такое искусство, что люди одним топором могли сделать то, для чего теперь нужна масса технологий – например, чтобы какую-нибудь ложку сделать. Это знамение того, что всё совершает, прежде всего, благодать Божия.

Когда народ отступил от благодати Божией и забыл о благодатном Покрове, ударился в достижения человеческого разума, он в течение нескольких десятков лет всё разрушил, испакостил, и мы свидетели тому, к чему приходят люди без благодати, без помощи Божией. Покров Пресвятыя Богородицы – это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

Каждый раз праздник Покрова напоминает нам о том, что мы живем и будем жить только предстательством Матери Божией, благодатью Божией. Прежде всего на это нужно уповать. Во все времена, во всех обстоятельствах, особенно в обстоятельствах в земном смысле слова безпросветных и безнадежных, нужно прежде всего вспоминать о том, чем мы, собственно, живем и движемся и есмы (Деян. XVII , 28). То есть – Святым Духом, благодатью Божией. Матерь Божия не раз спасала Россию от нашествия врага, даже целых полчищ вражеских, которые готовы были растерзать нас. Все эти свидетельства даны нам для того, чтобы мы укрепляли свою веру и никогда не падали духом.

Из проповеди протоиерея Валериана Кречетова


ЛЮДИ ПОМНЯТ О БОГЕ, НО ЗАБЫЛИ О ХРИСТЕ

У каждого человека свой духовный и жизненный опыт. Опыт переживаний, открытий, решения повседневных задач. Но есть особенный опыт, который приоткрывает нам тайну Богообщения, тайну Божией любви. Его не могут заменить дела милосердия, миссионерства, участие в реставрации и строительстве храмов. Это опыт молитвы. Как научиться молиться, чтобы тебя услышал Бог? Как научиться любви к Богу и ближнему? На эти и другие вопросы отвечает Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

В начале своего служения я надеялся, что, когда Церковь обретет свободу и можно будет сказать всем правду: что Христос – наш Бог, что причастие открывает для нас дверь в жизнь вечную, что жизнь в Церкви не сравнима ни с чем другим, – люди просто хлынут в нее. Я наивно полагал, что они не приходят в храм, потому что ничего этого не знают. В этом мои ожидания не сбылись. Многие люди далеки от Церкви и сегодня, хотя и называют себя православными. В церковь не ходят, не исповедуются, не причащаются. Процент людей, которые в воскресенье приходят в храм, по моим подсчетам, не более 1% от населения нашей страны.

Мне кажется, что тут две причины. С одной стороны, мы плохо встречаем людей в Церкви. И так получается, что очень часто мы не выходим навстречу к тем людям, кто приходит в Церковь. Мы не готовы перевести Евангелие на их язык, мы часто возлагаем на них бремена неудобоносимые, бывает, встречаем их с нелюбовью, сами закрываем от других двери, которые должны быть широко открыты. А с другой стороны, люди не принимают христианства, потому что основным своим ориентиром избрали служение трем страстям: тщеславию, плотоугодию, сребролюбию. И это мешает им прийти в храм, ко Христу.

Все желают друг другу успеха (удачной карьеры), здоровья (чаще речь идет о здоровье тела) и благополучия (материального). Но при этом мало кто думает о духовной жизни и о своей загробной участи.

Недавно я перечитывал перед службой фрагмент, где Господь разговаривает у колодца с самарянкой. Господь просит ее привести к Нему ее мужа. И самарянка отвечает, что мужа у нее нет, умалчивая, что она вне брака живет с мужчиной. Тонкость ситуации в том, что она говорит полуправду, но ее совесть остается чиста, ведь «официального» мужа действительно нет. Но одновременно она скрывает свой грех, не говорит, что она блудница. И меня поразило, как Господь, зная об этом и указывая ей на этот грех, не осудил ее, а даже нашел в ее словах какую-то правду. Он акцентирует внимание не на том, что она по существу солгала Ему, а на том, что в ее словах есть и то, что достойно похвалы. Поразительно то, как деликатно Он это сделал: Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4, 17–18). Помню, я читал, как один известный миссионер проповедовал язычникам. Он не обличал их, что вы такие-сякие, у вас всё плохо. А говорил: очень хорошо, что вы верите в Бога, хорошо, что соблюдаете какието правила, но вам недостает еще вот этого. То есть подход к человеку, когда его не унижают, не обличают, не порицают, а, наоборот, поддерживают – это такой наглядный и удивительный пример Божией любви.

К сожалению, многие люди обращаются к Богу в молитвах со своими просьбами, даже требованиями, хотя сначала надо научиться Его благодарить. Они не понимают, и нужно их научить собираться в храме в воскресенье и благодарить Бога за всё.

Что касается самой молитвы, то я говорю обычно, что в начале пути человек, конечно, должен соблюдать три основных правила. Первое: нужно соединять свой ум со словами молитвы и очень внимательно их произносить. Второе: обязательно помнить о величии Божием. Третье: сознавать свое недостоинство. Святые отцы говорят, что, когда молишься Богу, представляй себя «некоей малой пиявицей», комаром, какимто насекомым. Помни свое недостоинство. С другой стороны, отец Георгий Бреев – замечательный духовник – говорит: сколько есть людей, столько и образов молитвы.

Поэтому молиться означает не просто читать по молитвослову тот или другой текст, молитва – это творчество, и у каждого есть свой образ молитвы.

И еще я часто говорю людям, что нужно читать Иисусову молитву. Не только тем, кто живет в монастыре, но и тем, кто живет в миру. При этом необходимо помнить, что эту молитву надо соединять со смирением. Потому что без смирения она будет только в осуждение. И вот для примера притча, которую часто рассказывает на Афоне один старец.

Умер хороший священник, пришел к вратам рая. К нему вышел апостол Петр и спрашивает у него: «Что ты сделал доброго в жизни? Чтоб сюда войти, нужно сделать чтото доброе и набрать 1000 очков».

– Я служил священником.

– Хорошо, за это тебе одно очко. Что еще?

– Я организовал воскресную школу.

– Еще очко. Что еще?

– У меня семья, дети выросли верующими.

– Хорошо, за это два очка.

И тут бедный батюшка понял, что у него нет столько добрых дел, чтобы набрать 1000 очков, и он не войдет без них в Царство Небесное. И он от всей души взмолился Богу: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного, нет у меня добрых дел!». И вдруг врата рая распахнулись, и апостол Петр сказал: «Вот за это тебе начисляется 996 очков, заходи».

Поэтому самое главное дело христианина – это молитва к Богу, постоянное обращение к Нему, сознание своей греховности и понимание, что все наши добрые дела просто ничтожны перед Ним. Внутренний молитвенный подвиг и сознание собственной греховности спасает душу человека, не строительство храмов, не миссионерство, не социальная работа. И на земле есть одно место, где всё буквально пронизано молитвой, и, попадая туда, ты там вольно или невольно участвуешь в этой молитве. Это Афон. Афон– это место молитвы. Все, кто там живет, понимают, что главным для человека является молитва. Они в этой молитве приобретают дар Святого Духа. Там гораздо меньше вещей, которые отвлекают тебя от молитвы.

Вообще я считаю, что Афон– одно из свидетельств истинности православия.

И если когото можно, например, убедить, что католичество– великая религия, показав ему Рим, толпы паломников, папские музеи, рассказать о культуре европейской религии, о Ватикане, имеющем послов во всех странах, то у нас есть Афон.

Афон являет истину и величие православия. И он для нас удивительное и святое место.

Приезжая на Афон, я уже не открываю для себя ничего нового и не хочу ничего открывать. Но там я открываю чтото новое внутри себя. Там есть замечательные старцы, прекрасные иконы, благодатные мощи. Но мне Афон важен тем, что я могу глубже заглянуть внутрь себя.

Для меня это возможность побыть одному, помолиться ночью, возможность не отвечать на телефонные звонки, возможность побыть там с моими друзьями, пообщаться с людьми, которые всё оставили ради Бога– родину и близких. Очень трудно бывает оставить родину и друзей. Я знаю, что многие русские насельники, когда приезжают в Россию, не могут без слез смотреть на березы. Природа Афона непохожа на российскую, и говорят, это один из самых тяжелых подвигов для русского человека – находиться среди этой унылой и чахлой греческой природы, хотя там море и какойто свой южный колорит. Для меня Афон – это возможность побыть с этими людьми и посмотреть на них, поучиться их молитве, их подвигу, их умению любить Бога и других людей.

Мы живем в то время, и мои слова тривиальны, когда люди забыли о Христе. Говорят, что люди забыли о Боге. Нет, люди о Боге не забыли, Бог в их сознании присутствует. Они забыли о Христе – о Боге, ставшем Человеком, Боге, Который умер за них на кресте, Который воскрес. А о Боге вообще как некой высшей силе люди знают и помнят: «Ну как же, я верю в Бога! Ну как же, я знаю, что Бог есть!» Но то, что Бог пришел на землю и стал человеком, вот это забыли. Забыли о том, что человек должен жить так, как жил на земле воплотившийся Бог. Что человеческая природа удивительно высока. Если она может вместить в себя Бога, то какова эта человеческая природа?! Люди живут сейчас как животные, как потребители, в постоянном поиске удовольствий. А образ Христа – кроткий, смиренный, любящий, образ Его мыслей, образ Его чувствований… Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), вот это люди забыли. За 70 лет их заставили это забыть.

А ведь в образе русского народа был отражен лик Христа. Есть замечательные слова у Федора Тютчева: «Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной». Образ Христа был усвоен русским народом. Но это исчезло. Раньше подавали и просили милостыню ради Христа. Сейчас ради Христа не делается ничего. Делается ради другого чегото. Даже верующими людьми. Вот это, мне кажется, самое страшное.

Но, с другой стороны, и здесь я противоречу в чемто сам себе, когда случается какаято настоящая беда, и последний пример– Крымск, это боль отзывается в людских душах. Люди откликаются и готовы жертвовать собой, своими силами, временем, средствами и помогать попавшим в беду. И это еще очень живо в нашем народе.

Нужно помнить, что Христос всегда присутствует незримо на Божественной литургии и Господь с теми, кто страдает. Когда человек разделяет чужую боль и помогает другому, то через это тоже может обрести Христа. Кроме того, нужно с молитвой читать Евангелие, ходить в храм, каяться и исповедоваться. При совершении Литургии священник говорит: Христос посреди нас. И если ты ищешь Христа, то иди туда, где Христос. Будь в храме хотя бы по воскресеньям, учись этому. И как ребенок не может научиться сразу разговаривать или различать цвета, так и человек не может увидеть сразу Христа, во всей полноте почувствовать Его присутствие в храме.

Каждый грех, который люди видят в Церкви, это не грех Церкви, это грех против Церкви. У некоторых людей такое представление: сначала они думают, что в Церкви святые, потом они думают, что там обманщики. То и другое неправда. В Церкви собираются такие люди, как и ты сам. И нельзя с них спрашивать то, чего нет в тебе. Например, в тебе нет смирения, ты обижаешься, и в них его нет. Все люди приходят в Церковь учиться. У меня есть такой образ. Люди неправильно думают, что, приходя в Церковь, они приходят на концерт симфонического оркестра. Наоборот, они вдруг видят, что попали в музыкальную школу, где в одном классе играют одно, в другом – другое. Причем нет никакой слаженности и нет никакого умения играть на этих инструментах. То есть храм – это не концерт симфонического оркестра, а музыкальная школа. И все приходят туда учиться: и архиереи, и священники, и миряне, и взрослые, и дети. Мы все ученики Христа. Мы пришли у Него учиться. Но сыграем ли мы как симфонический оркестр, станет ясно на Страшном суде. У нас сейчас идет репетиция – это воскресная Литургия. На этой репетиции играют люди, которые часто и игратьто толком не умеют. Это не великие музыканты, а те, кто взял в руки инструменты совсем недавно или у которых была плохая школа. Вот это должны все понимать. А то они пришли в храм, слушают и думают: вот для нас сейчас святые будут играть на небесных органах. А на клиросе поет тетя Клава или Миша, который пришел подработать. Это обычные люди, но среди них Христос, и каждый может к Нему прикоснуться и соединиться с Ним на Литургии. И чтобы небесная музыка зазвучала в тебе, недостаточно услышать ее только ушами, надо, чтобы она зазвучала в душе. Это произойдет, если вы будете помнить о своем недостоинстве, о своих грехах, о том, о чем напомнили тому батюшке у врат рая.


О ЦЕЛИТЕЛЯХ

«Народный целитель» – это кто? Если человек делает травные сборы и этим ограничивается, здесь ничего плохого вообще нет. Но если он начинает шептать, наговаривать, т.е. ведет некую духовную работу, – значит, он связан с духами. А так как эта духовная работа противодействует Церкви – значит, это духи зла. Здесь очень четкая граница. В траволечении как таковом никакого зла нет, зло начинается вместе с духовными практиками. Иоанн Златоуст говорит, что даже если чародеи будут имена мучеников произносить, молитвы читать, – все равно беги от тех, кто пользуется «благотворными» бесами.

Чтобы утверждать, что некий дар – от Бога, сперва надо обладать даром различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым они различаются. Думать, что все духи хороши– это ошибка. Почему мы считаем, что именно Церковь обладает даром различения духов? Согласно христианскому вероучению, Церковь – это не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная не на абстрактных умозаключениях, а на реальном опыте духовно-нравственной жизни. В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь– это Тело Христово. Поэтому если Церковь говорит «Нельзя», это не прихоть и не ретроградство, а забота о духовной безопасности людей. Мы же не возмущаемся, если врач нам что-то запрещает. Почему? Потому что у него есть знание и опыт. Все это есть и у Церкви. Исцеления в Церкви не прекратились, ежегодно происходят тысячи и тысячи случаев. Почему же мы уверены, что эти исцеления принципиально отличаются от тех, которые дают «народные целители»? В чем разница? Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: «я исцеляю», «я имею дар исцеления», «я являюсь посланником Бога», тем самым отвергают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом. Никогда в Церкви не было принято исцелять своими силами, говорить, что «во мне есть дар исцеления». Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого (известный случай, рассказанный в книге Деяний святых апостолов), говорили: «не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли...» Главный признак истинного чудотворца – это, конечно же, смирение, понимание того, что все наши «достоинства»– это дар Божий. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мне пришлось помогать в воцерковлении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей.

Грех христианина в том, что он поступает вопреки заповеди Божией. Уже ветхозаветная книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям. А ведь «народные целители» именно так раньше и назывались. Точно так же и во Второзаконии Бог говорит: «не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это». А грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Иногда это действительно бывает неосознанно.

Ведь вначале дьявол притворяется добрым. Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, сперва чувствовали, как в них входит некая сила. Им казалось, что сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. Потом человек, общаясь с этой силой, отдавшись ей, начинал чувствовать, что за этим минутным добром скрывается настоящее зло. И тогда человек осознавал, что служит дьяволу. Одних это отрезвляло, а другие настолько были охвачены гордыней, что решали: «а мы все равно с ним будем сотрудничать». Или говорили: «а дьявол и Бог – это одно и то же». Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой.

Почему часто экстрасенсы требуют, чтобы окрестили ребенка, над которым затем прочитают заговор? Зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались? А дело все в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Дьяволу нет ничего приятнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны отправляют людей причащаться. Это свидетельствует лишь о том, что они сознательно служат Врагу.

Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию (фетальная терапия использует органы и ткани человеческих эмбрионов, тем самым способствуя распространению абортов), клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Конечно, официальная медицина Церковью признается. С медициной, как и с наукой, у Церкви нет проблем– пока нет выхода за рамки своей компетенции. Проблемы начинаются, если медицина перестает заниматься собственно материальным миром, пытается фактически заменить собою Бога. А любая бабушка-целительница, самая хорошая, – она общается с духовным миром. Она скажет: я наговорю молитовку. Тем самым она обращается к духовным реальностям. Но эти реальности, давным-давно осуждены Церковью. И потому эта бабушка, вольно или невольно, общается с падшими духами.

Если тебе предложат пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит, а иначе ты помрешь – идти на это нельзя. Как сказал Господь, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни.

Хочу напомнить старую поговорку: не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир разделен на две части. На ту, что служит Богу, и ту, что с Богом враждует. Граница для невоцерковленных людей чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, что воюют против Бога, никогда не скажут правды. И лучше с ними не экспериментировать. А чтобы узнать правду – сначала узнайте Бога, а потом уж узнайте Его врагов. Некоторые говорят: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но когда человек залезает в духовную помойку, он обязательно измажется. Его разум будет отравлен ложными идеями, ложными духовными практиками. Однажды пришел человек, который попал в совершенно жуткую секту, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком. А тут ему захотелось поднять книгу, это был учебник «черной магии». Он начал читать, втянулся – и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до того, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете. А вообще, случаев таких множество, и все они на одно лицо. Схема стандартная: человек пошел «подлечиться». Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой человек «подлечиться» от каких-то проблем – беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений. И ему там говорят: «Нет, я никакой не колдун, я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконки, свечки. Сейчас я тебя подлечу старым народным способом – свечкой повожу». И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается... Потом у него маниакально-депрессивный психоз развивается, человек на всех бросается как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника поучать: «А Вы неправильно, батюшка, о нем гоорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо». Увы, это тоже развитие болезни. Но когда человек искренне покаялся в Церкви, полностью изменил образ своей жизни – все проходит. Потому что Господь гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. И сколь бы глубоко ни погряз человек в этой темной трясине, у него до последнего мгновения жизни есть возможность вырваться. Было бы еще и желание...

Священник Даниил СЫСОЕВ


ИСЦЕЛИТЕСЬ, ДУШИ ЛЕКАРЕЙ!

Те люди, которые в сознании Церкви закрепились с титулом «целители», имеют приставку к титулу – «безмездные врачи». То есть, являясь проводниками исцеляющей силы Бога, они не ставили на пути благодати преграду из корыстолюбия и умножали милость, не умножая сребролюбия. Таким образом, они действовали в духе апостолов, которым было сказано: «Даром приняли (дары) – даром давайте».

С торжеством новых форм устроения жизни, с прогрессом болеть люди меньше не стали, не перестали и умирать. Следовательно, не перестали обращаться к лекарям за облегчением страданий и за оттягиванием приближающихся сроков отшествия.

О, если бы человек, имеющий Христа в сердце, шел лечиться к имеющему Христа в сердце доктору! Тогда доктор видел бы Христа в пришедшем пациенте – Христа страдающего. А больной видел бы Христа в докторе – Христа милующего.

Вместо этого сплошь и рядом ворчащий и бурчащий пациент, всем недовольный и болезнью напуганный, идет к доктору, который видит в больном всего лишь средство заработка, как если бы он ремонтировал утюги и ему принесли очередной – поломанный.

Прошу вас, давайте вдумаемся в проблематику врачебной профессии с точки зрения зарабатывания денег. Механик на СТО чинит карбюраторы и тормозные системы, за что также получает вознаграждение законное и необходимое. Доктор «ремонтирует» печень, суставы, щитовидку, глаза; очищает кровь от токсинов и зубы от налета. Он тоже должен получать вознаграждение законное и необходимое. Но…

Согласны ли мы поставить знак равенства между человеческим желудком, сердцем, легкими, с одной стороны, и рулевой системой, тормозами – с другой? Скорее нет, чем да. Человек не винтик большого механизма, и не одушевленная машина. Человек – самое дорогое, что в мире есть. Так говорит нам подсознание, не до конца распрощавшееся со Словом Божиим. Машина требует ремонта, человек же требует лечения, то есть сострадания и любви вкупе с медикаментами. Недаром еще Авиценна говорил, что у врача есть слово, трава и железо. Слово – первое.

Христианский взгляд на вещи предполагает хотя бы некоторую степень любви к больному, поскольку у него есть не только больные органы, но и живая душа. Постепенный же и массовый отказ от христианского мировоззрения приводит к тому, что на человека смотрят как на механизм, а на врача – как на монтера. И при этом наивно удивляются, отчего это все стали так корыстны и бездушны? А с какой радости доктору быть любвеобильным и жертвенным? Из каких метафизических глубин вы предлагаете ему пить корнями мудрость и милость, если вы сами и прочие пациенты и вообще большинство людей в мире уверены, что миром правят деньги, а вечная жизнь – сказка?

Есть профессии, требующие от человека большей степени нравственной напряженности, нежели большинство прочих. Такова по определению работа в милиции, в школе и в больнице. Эти люди должны быть специалистами в своем деле, как ювелир и дальнобойщик – в своем. Но от них дополнительно требуется: от педагога – чуткость, от милиционера – честность и храбрость, от врача – сострадательная любовь к пациенту. Если этого не будет, человек в погонах будет отличаться от преступника только самими погонами. Ну а доктор будет безучастно вырезать, что аппендицит, что почку на продажу. Лишь бы платили.

Это – дьявольское мировоззрение, и плоды его соответственны. Я повторю: мы живем в мире, где множество людей привычно служат дьяволу без всяких черных месс и рисования пентаграмм. Но виноваты в пожирании людскими массами горьких плодов этого бытового сатанизма не милиционеры только или доктора. Виноваты все люди, по умолчанию согласные с безбожным видением мира. Все, легшие на лопатки в борьбе с бытовым материализмом; все, называющие деньги главной ценностью; все, не согласные вводить веру Христову в жизнь на правах руководящего принципа. Все эти люди виновны в исчезновении правды из судов, доброты из садиков и милости из операционных.

Добавим к этому замечание Чехова о том, что врачи и юристы развращаются раньше всех и глубже всех, ибо постоянно ковыряются в гное и грязи: одни – тел, другие – душ. И как не развратиться, не превратиться в скептика и материалиста доктору, если не поможет ему Христос? Я не знаю, и вы тоже не знаете.

Гуманистическое сознание, пришедшее со своими пузырящимися соплями и воздушными шариками на смену христианству, благополучно издохло. Да, господа! Имя нашей эпохи – это смерть гуманизма и возврат в язычество. Гуманизм сменился холодным прагматизмом и человеконенавистничеством. Люди, которые никого не любят и ни во что не верят, чем дальше, тем больше будут продолжать нас лечить, учить, защищать… Если вам не заметно, что финиш этого процесса – в преисподней, то вы слепы, и ни один окулист вам не поможет.

А нам еще говорят, что христианство наше отжило! А над нашей верой дерзают смеяться, словно над сказкой для малышей и стариков! Да уберите христианство до конца из жизни сегодня – и завтра же вам подадут в ресторане шашлык из человечины! Улыбаясь, подадут. И отрекомендуют с точки зрения вкуса и калорийности. Это еще Гоголь сказал, что люди только потому не едят друг друга, что ежедневно совершается Божественная литургия.

И вот посреди всех этих необходимых и леденящих душу разговоров вспомним сегодня о том, что есть врачи, не ищущие денег по причине любви к Богу. Это такие, как Пантелеимон-целитель. В земной жизни он не искал денег не потому, что не нуждался в пище и одежде, а потому, что Отец Небесный знал о его просьбах прежде прошения. Искусство врачебное он знал хорошо, но добавлял к ножу и травам имя Господне, которое острее меча обоюдоострого и благоуханнее мирры. Леча больных, он помнил Господа, сказавшего: «Я был болен – и вы пришли ко Мне». Поэтому и Господь помнил Пантелеимона, всячески помогая ему и творя исцеления.

Если вы будете молитвенно славить сего врача и мученика, помолитесь, чтобы не болеть вам и близким вашим. Но еще помолитесь, чтобы «люди в белых халатах» узнали и полюбили Господа, а свою работу воспринимали как прекрасный способ послужить Христу. Помолитесь об этом, прошу вас. Это очень важно.

Протоиерей Андрей Ткачев


СЕГОДНЯ ВСЕ МЫ - ХРАНИТЕЛИ

Пятнадцать лет назад в афинской гостинице был зверски убит канадский подданный Хосе Муньос-Кортес, более известный православным всего мира как Иосиф Муньос, или просто брат Иосиф, или даже Хранитель. Много лет брат Иосиф странствовал по миру с чудотворной мироточивой Иверской иконой Божией Матери, подаренной ему афонскими монахами. На руках брата Иосифа икона мироточила и изливала своё миро на самые разные страны. Иосиф Муньос считал: не надо ждать, пока люди сами придут к чудотворному образу, — у кого-то нет денег на дальнюю дорогу, у кого-то нет сил, а у кого-то и душа ещё не раскрылась навстречу чуду. Пусть чудо само придёт к этим людям, — для Царицы Небесной в том нет уничижения, а души человеческие могут ожить и исцелиться, встретив святыню. Тёмные силы, желающие запереть Православие в церковной и монастырской ограде, не дать ему возможности выйти на улицу, нести свет людям, ненавидели брата Иосифа и в конце концов убили его. Чудотворная икона пропала — быть может, её похитили убийцы, но, может быть, брат Иосиф успел спрятать её перед смертью. Мы хотим привести здесь несколько высказываний Иосифа Муньоса, но прежде — небольшой рассказ из его жизни, записанный со слов очевидца.

Однажды в аэропорту в Лондоне служащая таможни попросила Иосифа открыть портфель, в котором находилась мироточивая Иверская икона Божией Матери. Портфель уже подвергся рентгеновской проверке, но женщина хотела своими глазами увидеть содержимое. Иосиф открыл портфель и показал ей чудотворный образ. «Так это идол! — воскликнула служащая-протестантка. — Что ж, проходите». Но Иосиф не сдвинулся с места. «Это не идол, — сказал он,— это икона Божией Матери. Извинитесь за такое неуважительное высказывание!» Протестантка смущённо засмеялась, но отказалась извиниться. Иосиф напомнил работнице таможни, что он подданный Великобритании (при нём был его канадский паспорт) и не может себе позволить равнодушно терпеть оскорбление. Ему удалось привлечь внимание начальника таможни аэропорта и объяснить происшествие. Начальник всё понял и распорядился, чтобы его подчинённая извинилась. Брат Иосиф любил говорить, что честь Матери Божией никак не может быть унижена кощунственными словами, но горе тому, кто позволяет себе подобные высказывания, ибо последствия для его души поистине страшны.

Этот рассказ очень поучителен для нас, современных русских православных людей: сегодня со всех сторон на наши святыни льётся поток самых грязных кощунств — и при этом мир хочет, чтобы мы оставались равнодушными, «терпимыми», чтобы мы «по-христиански» прощали любое беззаконие. Но брат Иосиф показывает нам, как нужно поступать воистину по-христиански: к святыне ничто нечистое не прилипнет, Бог поругаем не бывает, но кощунник должен ответить за свои действия, иначе он понесёт сугубое наказание.

· · ·

Есть малые чудеса и великие. Малые чудеса способны узреть только люди с чистым сердцем.

· · ·

Сильно разливаются страсти в душах современных людей. Я пришёл к выводу, что у всех есть что-то сходное в страстях: эгоизм, отсутствие любви. Это значительно осложняет жизнь.

· · ·

Что такое страсть? Когда ей предаёшься, теряешь разум. Перед принятием какого-либо решения надобно молиться: «Господи, освободи меня от страстей, дабы не быть мне их пленником».

· · ·

Люди ищут истину, ищут Бога. Нужно уметь их слушать. Это так важно — выслушать их с состраданием.

· · ·

Не будьте ревнивы друг к другу. Независимо от того, кто старше, кто важнее, — все драгоценные камни перед Господом…

· · ·

Мы все нуждаемся, начиная от Предстоятеля Церкви до последнего верующего, в духовной поддержке Божией Матери, ибо как выжить без Её поддержки в нашем запутанном мире?

· · ·

Экуменизм — самая большая ересь. Они (экуменисты) стараются сделать Церковь приятной людям, а не наоборот, как это должно быть. Так уже случилось у католиков.

· · ·

Служить Богу нужно не только по воскресеньям, а каждый день, и не только священник должен это делать, а каждый христианин. Служить Богу надо каждую минуту нашей жизни.

· · ·

Всякое чудесное явление подчиняется авторитету Церкви; если это не так, то оно превращается в анархию и не имеет тогда никакого смысла. Не бывает чудес вне Церкви, они являются для служения Церкви и христианам.

· · ·

Искушения побеждаются терпением, любовью и молитвой. Очень важно молиться друг о друге, знать, что есть наши братья, которые молятся о нас и помогают нести наш крест.

· · ·

Больные, скорбящие от болезней, спрашивают, почему Бог их наказывает. Я говорю им: «Господь вас не наказывает — Он вас посетил. Теперь, когда у вас есть время лежать в больнице, посмотрите на прежнюю жизнь, покайтесь, проверьте совесть и заметьте, что Господь вас всегда ожидал, смотрите на прошлое, и тогда вы сможете исправить ваше будущее. Господь не наказывает, а Он вас посетил. Благодарите Его».

· · ·

Материализм разрушает Церковь. Мы не должны впускать его в наши души.

· · ·

Мы вступаем в хаос, мы входим в хаос, где есть огромный недостаток честности, где есть большой недостаток ценностей, ибо все ценности обезценены. Шкала ценностей, которая была раньше, отсутствует. Всё, что человек не мог делать раньше, сегодня он может делать, и это не считается грехом. «Что такое грех (говорят)? Ничто не грех, ты свободный, ты можешь делать что хочешь. Ты можешь жить как хочешь…» Но ведь люди должны будут платить впоследствии. Если мы живём вне Божьего закона, то мы будем платить впоследствии, — мы, а не другие!

· · ·

Я с радостью готов делать для нашей молодёжи то, что могу, потому что молодёжь — это будущее нашей Церкви, и для меня молодые люди — это драгоценные камни, которые нужно оберегать, молиться за них, помогать им и понимать их! Без молодёжи нет будущего Церкви!



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld