Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2012 год, выпуск № 1 (97)

"ОТ ВОСТОКА ДО ЗАПАДА ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ"

Всё ли, что предсказано было в Ветхом Завете о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, исполнилось? Давайте по примеру св.Тихона Задонского сопоставим библейский и евангельский тексты.

Мир ждал Спасителя – царя.

А Он родился тихо, как заря.

Не во дворце богатом, не в столице,

Где Богу подобало бы родиться.

Родился в хлеве, в полуночный час,

Явив пример смирения для нас.

Звучало ангельское пенье

На небе в честь Его рожденья.

Спешили пастухи поклон

Отдать Тому, Кем мир рождён!

А мир не знал, живя, как встарь,

Что в мир пришёл Спаситель Царь.

Мир спал. И даже не заметил,

Что вместе с Богом утро встретил!

Евгений САНИН

В Священном Писании сказано: «Сказал Господь Бог змею: …вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3,14–15). Ещё предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: «...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14) – и было так: «...родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф.1,20), Мария «...родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк.2,7). По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (Лк.2,21).

Многих смущает, что Христос назван Первенцем, – что же, у Богородицы были ещё дети? По смыслу закона Моисеева первенцем назывался кто-либо не потому, что после него были ещё дети, но потому, что раньше его не было детей, т.е. это наименование означает «первого, разверзающаго ложесна, между сынами израилевыми», хотя бы после первого не было других детей (Исх.13,15).

Предсказано было, что от колена Иудова во граде Вифлееме родится Спаситель: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5,2). Так и было: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр.7,14), «Иисус родился в Вифлееме Иудейском» (Мф.2,1).

Предсказано было, что Иисус Христос от семени (т.е. племени) Давидова родится: «Клялся Господь Давиду в истине: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131,11). И было так. От семени Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым: «...за ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (Мф.9,27).

Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: «…цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс.71,10–11). И было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и «пав поклонились Ему; и… принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2,11).

Не умолчано и то в Священном Писании, что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться… ибо их нет» (Иер.31,15). И сбылось так. После рождения Спасителя Ирод приказал «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет…» (Мф.2,16). (При этом чуть не убили Иоанна Предтечу, но убили отца его – первосвященника Захарию, того, кто ввёл во Святая Святых трёхлетнюю Пречистую Деву.)

Предвозвещено было бегство в Египет и возвращение Христово из Египта: «Из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11,1). И свершилось так: бежали родители – прав.Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария – с Божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти оного возвратились оттуда.

«По смерти же Ирода… придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф.2,19,23).

Обещал Господь послать Ангела Своего пред лицом Христа: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Мал.3,1). И свершилось так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча (Мф.3,1–13), о котором писано было пророком.

Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнёт в Галилее, ибо возвеличит Господь «приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис.9.1,2). Так и сталось. В Галилее явился свет миру – Христос – людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17).

Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесёт людям: «Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных, проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис.61,1–2). Так и было. Пришёл Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: «Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Что может быть радостнее такого благовестия: «…Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,10)?

Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: «Откроются очи слепых, и уши глухих услышат» (Ис.35,5). И исполнилось сие. Множество чудес совершил Христос: по слову Его рождённые слепыми прозревали, глухие получали слух, немые – способность говорить, хромые – хождение, прокажённые – очищение, расслабленные – исцеление, мёртвые – воскресение. Всё это описано во Святом Евангелии.

Предсказано было, что будет Спаситель невинен, праведен пред Богом и людьми: «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53,9); «Он, Праведник, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53,11). Так и произошло: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных» (1Пет.3,18).

Предсказано было, как тих, кроток, благоприступен и смирен будет Христос: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего… Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис.42,2–3). Так и было. Святое Евангелие показывает пресвятой и Божественный нрав Спасителя, которому подражать Господь и нас призывает: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29).

Что ещё знаем мы о характере Господа нашего Иисуса Христа, чему следует подражать? Спаситель – точный исполнитель Своего дела служения: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк.2,49); «Отче! Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин.17,4); уединённо молящийся: «…отпустив народ, Иисус взошел на гору помолиться наедине, и вечером оставался там один» (Мф.14,23); щедродательный: «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их, и пятью хлебами насытил пять тысяч» (Мф.14,14–21); любящий: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13,34); «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефес.5,2); «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф.5,25); «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3,16); щедродательный: «Во всём показал Я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20,35); любящий Своих родителей: «Отец Твой и Я с великою скорбию искали Тебя. И Он пошёл с ними и был в повиновении у них» (Лк.2,48–51); милосердный: «Женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя? …и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,10–11); переносящий зло, не воздавая тем же: «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил не принявших нас, как и Илия сделал? Но Он запретил им и сказал: Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9,54–56); прощающий: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34); кроткий, смиренный: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11,29); «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для исупления многих» (Мф.20,27–28); покорный Богу: «Был послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2,8).

И ещё о предсказаниях. Объявлено в Священном Писании, что все народы обратятся к истинному Богу: «Обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся Ему все племена язычников» (Пс.21,28). Исполнилось то: обратились уже ко Господу многие народы – почитают истинного и живого Бога Отца и Сына и Святого Духа. «От востока до запада хвально имя Господне» (Пс.112,3).

Подготовила Ирина РУБЦОВА


И СЕЙЧАС ХРИСТУ НЕТ МЕСТА В МИРЕ СЕМ

В одном из песнопений Рождества говорится: «Начаток языков небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасаше – не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа? что же смиреншее пелен? в нихже просия Божества Твоего богатство. Господи, слава Тебе» (ипакои по 3-й песне канона). Падший мир имеет свои ценности – «скиптры и престоли»; по этим ценностям, по стихиям мира сего, живёт большинство людей.

Христос решительно перечёркивает эти ценности. Он с самого начала Своей жизни на земле поступает вопреки тому, что ценно с точки зрения мира: становится сыном не императора, но плотника; рождается не во дворце и даже, как вы сказали, не в среднестатистических бытовых условиях, а в самом что ни на есть хлеву, в «последней нищете». И приходят к Нему вовсе не те люди, которые считаются миром значимыми, важными, уважаемыми, авторитетными. На современном языке – не президенты и министры, не кинорежиссёры и церковные иерархи, не силовики и актёры, не бизнесмены и спортсмены, не поп- и рок-певцы и священники. Приходят поклониться родившемуся Спасителю языческие мудрецы, невесть откуда взявшиеся, да простые пастухи. И здесь тоже нет никакой романтики – вообразите себе современных странных людей, которые в поисках истины ездят по миру в какие-нибудь Гималаи; а уж деревенских пастухов-забулдыг я представляю себе очень хорошо.

И это – самое первое благовествование, которое даёт нам наш Господь. Какая в этом радость и свобода! Всё то, что мир признаёт высоким, значимым и ценным, для Бога не имеет совершенно никакого значения (это в лучшем случае; а Евангелие гораздо жёстче говорит – что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Какое счастье – узнать, что Богу нужна не должность, не положение, не состояние, не чин, не сан, но только ты, кем бы ты ни был! И не только узнать, но и убедиться в этом на деле, увидеть своими глазами: Бог лежит в хлеву. Не нашлось Ему места в гостинице.

И – не надо обольщаться. И сейчас Ему нет места в мире сем. И поныне эта «ужасная ситуация», как вы охарактеризовали её в своём вопросе, более чем актуальна; причём актуальна прежде всего именно для нас, православных христиан. В событии Рождества звучит острый и болезненный вопрос и к каждому христианину, и ко всей Церкви: а где ты? где все мы?

В той самой гостинице мира сего, мимо которой проходит Мария с Младенцем, потому что им там нет места? Или в хлеву со Спасителем и с людьми самыми неожиданными: язычниками да простонародьем? И здесь высвечивается один из самых опасных соблазнов для православных – и это тот соблазн, которым, на мой взгляд, мы испытываемся в настоящее время. В головах и сердцах немалого числа православных как некая «обратная реакция» на период гонений наличествует сегодня убеждение, что православие должно иметь власть, силу, богатство, значимость, влияние, престиж. Почти не замечается, что всё это – вещи очень двусмысленные и опасные; как тонка грань, перейдя которую, церковная жизнь начинает ходить по стихиям мира сего! И вот когда православный начинает заниматься своей значимостью, богатством, влиянием и престижем, тогда ему непременно нужно как можно скорее бежать в убогий хлев и увидеть, и напомнить себе: вот именно здесь, в кормушке для сена, лежит единственная сила веры, её единственная власть, могущество, богатство, влияние и престиж. И, я думаю, именно для того, чтобы мы этого никогда не забывали, Бог и попустил Своему Сыну родиться в такой крайней ситуации.

Игумен Петр (Мещеринов)


ВЕРА И НЕВЕРИЕ: ТАЙНА ОБРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ

В 2009 году в Лондоне на 800 городских автобусах были размещены плакаты с надписью: «По всей вероятности, Бога нет. Так что не волнуйтесь и радуйтесь жизни». В ответ на это православные христиане Лондона разместили на других автобусах надпись: «Бог есть, поверьте! Не беспокойтесь и радуйтесь жизни!» На чьей же стороне правда? И почему одни люди обращаются к Богу, а другие бегут от Него? Почему для одних Господь Бог очевиден так же, как сама наша жизнь, а для других – нет?

Казалось бы, в страданиях люди должны обращаться к Богу, но многие, страдая, обращаются к алкоголю, а про Бога совершенно не вспоминают. Уже в Священном Писании мы видим две противоположных реакции на призвание Господа. Так, апостолы Иоанн и Иаков, простые рыбаки, услышав слово Христа, тотчас оставили лодку, оставили отца и последовали за Господом (см.: Мф. 4: 21–22), а богатый юноша, которому Спаситель сказал: «Следуй за Мной», – как сказано в Евангелии, смутившись, отошел от Него с печалью (см.: Мф. 19: 16–22; Мк. 10: 17–22).

Действительно, обращение человека к Богу всегда загадка. Люди вроде бы живут в одних и тех же социальных и культурных условиях, но подчас совершенно по-разному относятся к вере.

Чтобы понять суть этой проблемы, попытаемся сначала выяснить, что такое неверие, атеизм.

Вообще, на мой лично взгляд, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, так сказать, атеизм по недоразумению, когда ребенок просто был так воспитан и потому он не имеет представления о мире духовном. Такие люди способны поступать по-христиански, хотя вроде бы их этому никто не учил. В определенный момент такой человек может легко (в каком-то смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как сокровище, которое находилось в забвении, но не было утрачено полностью. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле жизни, при созерцании природы, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.

Второй вид неверия есть атеизм идейный: это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, как тот, у кого больные глаза, отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма.

Митрополит Антоний Сурожский в диалоге об атеизме и последнем суде рассказывает о бывшем атеисте, ставшем впоследствии священнослужителем. Мне эта история представляется особенно показательной. Главный герой повествования, Александр, был умным, интеллигентным и образованным человеком, жившим сначала в России, а потом в Париже. Как и многие другие в его время, он был безбожником и считал себя слишком культурным и развитым, чтобы даже подумать о вере. Как-то он разговорился с сельским священником, не имевшим никакого высшего образования. Этот священник его долго слушал, а потом сказал ему две истины: «Во-первых, Саша, не так уж важно, что ты в Бога не веришь. Замечательно то, что Бог в тебя верит (то есть ты еще не окончательно погиб для вечной жизни). И второе: а ты, Саша, пойди-ка домой и подумай, в какой момент и почему ты потерял веру, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было».

Александр вернулся домой озадаченным. Он удивился самой постановке вопроса, самому подходу священника к этой теме. Потому что при этой случайной встрече с батюшкой он ожидал услышать миссионерскую речь или указания читать какие-то трактаты, а вместо этого он услышал: пойди и постарайся сам разобраться. Ему почему-то вдруг захотелось это сделать, подумалось: «А может быть, попробовать? Ну-ка посмотрю, что там у меня было в жизни раньше…»

Сначала он подумал, что причины неверия в его университетском образовании, потом стал искать их в более ранних периодах жизни. Так он добрался до своего детства, до времени, когда ему было 6 лет. А что же произошло тогда? Он жил в одном из городов России, был милым мальчиком, каждое воскресенье ходил в церковь, причем становился посреди храма впереди других и молился Богу. Каждое воскресенье родители давали ему 1 копейку, которую он должен был положить в шапку нищего слепого, и он ее клал и шел в церковь с чувством, что совершил доброе дело, выказал любовь, внимание и теперь может пойти к Богу с чистой совестью. Как-то перед Рождеством он гулял с матерью по городу, и они зашли в магазин, где продавалась чудная деревянная лошадка, стоившая 6 копеек. Саша попросил маму купить ее, но она отказалась, и он вернулся домой очень огорченным. А в следующее воскресенье, когда он, идя в церковь, поравнялся с нищим, то подумал, что если шесть раз он не даст ему копейки, то сможет купить себе лошадку сам. И копейки он в тот раз не дал.

Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал: «А что если мне взять у нищего одну копейку, тогда я смогу еще раньше купить эту лошадку». И на этот раз он тихонько украл у нищего слепого копейку. После этого он вошел в храм и вдруг почувствовал, что уже не может стоять впереди: вдруг Бог его заметит, – и он ушел в какой-то угол. Теперь Саша чувствовал, что ему как-то плохо, что ему надо бы от Бога как-то скрываться. А тут как раз вернулся из университета его старший брат, который там нахватался безбожного учения, и принялся доказывать, что Бога нет. И маленький Саша ухватился за эту мысль как за соломинку, на которой думал спастись: «Если Бога нет, то совершенно неважно, что я украл эту копейку и не положил пяти». С этого-то времени и началось в нем безбожие. Учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение от укоров совести.

Приведенный рассказ весьма показателен. Он наглядно представляет, что неверие, атеизм – это, прежде всего, попытка скрыться от Бога, спрятаться, как бы закрыть руками глаза и сказать: «Бога нет», подобно тому как мы порой пытаемся спрятаться от своей собственной совести, а совесть – голос Божий в человеке. Из Священного Писания известно, что впервые подобное произошло еще в раю, когда люди, согрешив, нарушив заповедь Божию, пытались спрятаться от лица Божия – как бы они не видят Бога, как бы никакого Бога вовсе и нет. Господь, обращаясь к Адаму, говорит: «Адам, где ты?» А он отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3: 9–10). Вот эта греховная нагота, обнажение от благодати Божией заставляет человека скрываться от Бога.

Но причина не только в этом. На протяжении всей истории атеизм – это еще и попытка убедить себя в том, что Бога нет, ради оправдания своих греховных пристрастий. Это отрицание не обязательно начинается в разуме или рассудке, но чаще всего происходит где-то в глубинах падшей души, в нашем сердце. Атеист как бы рассуждает: «Если Бога нет, то мне за мои грехи ничего не будет, потому что живу я один раз, и лучше пожить в свое удовольствие, а что будет с душой после телесной смерти, мне не интересно. Если Бога нет, то что мне пользы от добродетели? Материальные блага можно пощупать, а добродетель – что это за сокровище?» И, опять-таки, все это возникает стихийно в глубинах падшего духа, а уже затем может оформляться в виде логически стройного материалистического мировоззрения.

Так вот, если неверие – это попытка скрыться от Бога для оправдания своих грехов, то вера – это обратный путь, возвращение к Богу с желанием очиститься от грехов. Но чтобы вернуться, надо знать путь, а для этого нужен поиск. И очень часто человек приходит к вере потому, что его душа вдруг чувствует некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но он уже ощущает, что обыденность его не удовлетворяет. Начинается своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается безсмысленность нашей земной суеты. Хочется к этому добавить, что обычно люди ищут смысл жизни не с помощью рационального, логического рассуждения, а интуитивно, как некую внутреннюю потребность.

В конце XX века в печати была опубликована статья о печальной участи сына одного американского миллионера. В этой статье говорилось о том, что один преуспевающий в жизни молодой человек, сын миллионера, в расцвете сил и благополучия кончил жизнь самоубийством. При нем была обнаружена записка следующего содержания: «Взял от жизни все, не нашел в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно». Конечно, у этого молодого человека были самые лучшие автомобили, дорогие виллы; его окружали самые красивые женщины. Словом, он имел все, о чем только может мечтать современный человек. И вдруг такой печальный итог. Значит, при всем изобилии его душе чего-то не хватало, чего-то самого главного. Он просто получил несколько раньше то, к чему стремится большинство людей, и увидел, что в этих достижениях нет совершенно ничего особенного. Как признается герой А.С. Пушкина Евгений Онегин:

Я молод, жизнь во мне крепка,

Чего мне ждать? Тоска, тоска…

В нашей жизни часто бывает так: нам кажется, что, сделав удачную покупку, добившись выгодного места работы, высокой зарплаты, хорошего положения в обществе и т.д., мы наконец-то успокоимся, обретем что-то важное. Но едва добиваемся всего этого, как оказывается, что ничего в этом особенного нет, и нам опять чего-то не хватает, ощущается какая-то пустота. Мы стремимся к неуловимому благу, к полноте жизни, как к манящему горизонту, до которого никак не добраться. Потому что душа человека такова, что насытить ее сможет только Бог. Только безконечный Бог сможет насытить безконечные глубины нашего сердца.

Святые отцы говорят, что душа человека подобна подсолнуху, который всегда своим цветком обращается к солнцу, – и сердце так же стремится к Богу, тоскует и увядает без света духовного. На самом деле нет таких людей, которые никогда не испытывали внутренней тяги к духовному, у которых никогда не болела душа, так что они не нуждались бы в Боге. Просто мы видим многих людей лишь на определенном этапе их жизненного пути и по своей ограниченности полагаем, что они никогда не почувствуют жажды духовного и не изменятся к лучшему.

Часто обратиться к вере помогает кризисная ситуация в жизни, сильная скорбь, соприкосновение со смертью, когда вдруг открывается, что не все так, как нам представлялось раньше, и человеку хочется, чтобы было что-то, что превышает рамки нашего материального мира.

Духовный писатель XX века Н.Е. Пестов, у которого сын погиб в конце Второй мировой войны, приводит свидетельство одного из связистов, принимавших по радио боевые донесения русских военных летчиков. Этот связист говорил, что многие летчики, никак не проявлявшие своей веры, когда они бывали подбиты врагом и их самолет, объятый пламенем, падал, вдруг начинали молиться: «Господи, приими мою душу», – это было слышно по радиосвязи.

Дело в том, что критическая ситуация – это такое событие в жизни, когда отпадает вся шелуха и человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, которую мы надеваем на себя, играя в жизни определенную роль. Душа, став наконец сама собой, прозревает. Что же она прозревает? То, что существует духовный мир и что человек – это не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого наша жизнь счастливой не будет.

Конечно, сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере через изучение природы. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг все благополучно разрешилось без видимых земных причин. В этом случае точно дается знать, что помощь подал именно Всевышний.

Но, как бы то ни было, если в человеке не произойдет внутренний переворот, переоценка ценностей, а точнее, если не произойдет пробуждение его души, ее перерождение, верующим он не станет ни при каких аргументах.

Почему же далеко не у всех людей совершается подобное душевное прозрение?

Часто вера у человека спрятана где-то в глубинах души, а поскольку он привык жить только внешним, все время торопится, суетится, спешит и ему некогда побыть наедине с самим собой, то он и не замечает веры. Современный человек привык где-то «функционировать», он хочет быть втянутым в «грандиозные» земные планы по устроению своей судьбы – задуматься и остановиться нет возможности ни на одно мгновение. И только когда перед ним падают обломки земного счастья, которое он пытался создать, когда он наконец остается наедине с самим собой, в нем может пробудиться вера в Бога.

Мне очень нравится такое сравнение. Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия не дают услышать звуков духовной жизни и голоса собственной веры, сокрытой в душе. Такие люди видят храмы, видят проявление веры в жизни других людей, но не слышат голоса веры в своем собственном сердце.

Кто долго находится в замкнутом, сумрачном помещении, тот отвыкает от света, его зрение притупляется, становится неспособным смотреть вдаль. Так и замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу; вера для такого бывает чем-то чрезмерно далеким.

Впрочем, и среди самого внешнего шума человек может чувствовать призвание Божие. Он даже и сам не понимает, чего ему не хватает, но ощущает какую-то неудовлетворенность, внутреннее безпокойство, необходимость высшего смысла и правды. И только спустя много лет такой человек начинает вдруг понимать, что все это время ему не хватало Бога.

В любом случае, вера в Бога есть особое пробуждение души, когда она становится чуткой к более возвышенному миру. Это подобно тому, как в ребенке просыпается музыкальное дарование, и он вдруг открывает, что существуют удивительные последовательности звуков, или дар художественный, когда ребенок начинает понимать гармонию цветов. Но если дар музыканта или художника дается не всякому, то вера в Бога – потребность души каждого человека.

Блаженный Августин как-то сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и безпокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь. 1: 1). И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно вера в Бога дает душе тот долгожданный покой, которого ищет человеческое сердце.

Валерий Духанин


ЖАСМИН ИЛИ НИКОТИН?

Утром служим молебен в моей келье. Смотрю в окно: возле храма мужчина и две женщины, в одной из которых узнаю свою давнюю знакомую.

Вынужден прервать молебен, чтобы закончить его после. Начинаем общаться с пришедшим мужчиной. Михаилу лет тридцать пять. Очевидно, готовился к встрече со мной. У него много вопросов, а ещё больше аргументов в защиту своих заблуждений. Он любит Россию, хочет её величия и благополучия. Он деятелен, был во многих партиях и движениях. Знает понемногу обо всех религиях. Представляется верующим, православным. Но заявляет: «В церковь не хожу». Почему? Отвечает, что Церковь уже не благодатная, поддерживает политику властей, обслуживает богатых.

Это я уже слышал. Все эти модные, несмотря на их допотопность, обвинения, человек, затвердив однажды назубок, даже не думает потом исследовать, принимает как данность. Ещё бы! Ведь мало того, что это позволяет ему избегать трудов воцерковления, так ещё и даёт основание уважать себя безмерно, чувствовать эдаким мыслящим и развитым господином, идущим в ногу со временем.

Мы с Мишей находимся в разных средах обитания. Интересы общие, но подходы к ним противоположные. Вот говорит он: «Я уважаю все религии». Полагает, что я должен этому радоваться, ведь в число этих религий входит и православие. Вынужден его разочаровать. Не радуюсь, вместо этого замечаю:

– А я нет. Лжеверие и суеверия уважать не могу. Относиться к другим религиям с терпением, христианским смирением – это пожалуйста. Они есть, значит, Господь их попускает. Но скорблю, что последователи этих религий живут во лжи, не хотят лучшей веры, веры истинной – православной. О ней свидетельствует, скажем, чудо схождения Благодатного огня в храме Воскресения Господня в Иерусалиме. Он сходит каждую Великую субботу, накануне православной Пасхи.

Прославлять Господа можно всем. Вот что один сектант заявил одному священнику: «Мы не против православия, но мы считаем, что могут быть и другие формы прославления Бога». Конечно, могут. Всякое дыхание да хвалит Господа! Но прославлять – это ещё не всё. Даже православному спасаться неимоверно сложно, каково же другим, навесившим себе на ноги пудовые гири заблуждений?

– Ну а царь Николай II, какой же он святой? – задаёт Михаил новый вопрос и собирается развить свою мысль, но я вынужден его прервать.

– Достоверно неизвестно, – отвечаю, – хорошо правил царь или плохо. Скажем, у дрянного офицера, если всё идёт по накатанной и с неба не каплет, дела могут идти блестяще, а хороший потерпит крах, столкнувшись с более сильным противником. Лишь опытный, знающий человек может приступить к каким-то выводам, а не всякий, кто мнит себя стратегом.

– Но зато мы знаем, – продолжаю я, – что Помазанника Божия вместе с семьёй зверски убили без суда и следствия какие-то иноверцы. И Церковь канонизировала Царскую Семью как мучеников и страстотерпцев. Их канонизация – дело внутрицерковное. Нужно жить жизнью Церкви, чтобы понять её действия. А судят их все кому не лень.

Михаила это не убеждает. Мне ясно, чем живёт этот человек, что он делает и будет делать. Всё, к чему он стремится, будет ложью, потому что в духе мира сего он ищет самооправдания и самоутверждения. Мы тонем в потоке лживой информации. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Не всякую книгу можно читать». Трудно найти ныне человека, который готов последовать этому совету. Наш современник – эксперт во всех вопросах бытия, судит обо всём, не понимая, что сплошь и рядом его обманывают те, кто сам себя обманул. Писатель, полагая себя честным человеком, разве станет замечать, что его рукой водит тщеславие и сребролюбие? Ему это не выгодно. Лишь горячее желание спастись – такая вот высшая выгода – способно поднять нас над ложью, которую мешает распознать отец лжи. Он непрерывно будирует недовольство среди неверов и маловеров.

– Ну батюшка, – продолжает Михаил, – а то, что Патриарх обнимается с Медведевым и Путиным, разве не говорит, что он с ними заодно? Церковь становится государственной...

– Михаил, – спрашиваю, – тебе лучше было бы, если бы они грызлись между собой? Я очень рад, что Патриарх общается с Президентом, премьер-министром и прочими деятелями. Ведь капризами и ультиматумами он не смог бы повлиять на дела в нашем Отечестве. Послушай обращения Святейшего к людям, сколько в них компетентности, логики, доброжелательности. Его оценки событий всегда точны, и любой непредвзятый человек видит, что его устами говорит Дух Святой.

Дорого мне и то, что Дмитрий Медведев на встрече с ветеранами дважды сказал, что является православным. Не постыдился признать свою приверженность ко Христу, зная, что многие на него за это ополчатся. «Храни вас Бог», – услышал я недавно из уст Владимира Путина в адрес студентов. Это многого стоит. У обоих, вероятно, есть духовники, которые напоминают им о жизни вечной, а не о жизни ради сиюминутных выгод. Я не предлагаю идеализировать наших правителей, но Господь старается вручить власть лучшим из тех, что есть, и если эти чем-то плохи, остальные, боюсь, ещё хуже.

Они ещё меньше понимают, что без духовной жизни нашу страну ждёт крах. Можно успешно вырыть яму – с соблюдением всех технологий, быстро и дёшево, чтобы рухнуть в неё и погибнуть. У невера просто нет того кругозора, который даёт Церковь, ведь её границы – вне времени и пространства. Человек без Бога не имеет зрения, чтобы распознать смысл своих действий.

Вот как это бывает на практике. На минувшей неделе отпевал одну женщину. Спрашиваю, сколько лет бабушке. «Пятьдесят шесть», – отвечают. Младше меня. А я подумал, что ей за восемьдесят. Разжёг кадило, положив ладан с запахом жасмина, очень приятный аромат. Присутствующие забезпокоились, раздались выкрики: «Не переношу этого запаха! Дайте пройти!» Человек пятнадцать, кашляя, давая понять, что задыхаются, удалились. Вспомнилась поговорка: «Бежит, как чёрт от ладана». Когда отпевание закончилось, вышел на улицу. Там стояли человек тридцать, в том числе сбежавшие, и все, даже подростки, курили. Я прошёл сквозь зловонное облако, понимая, что моя одежда будет теперь несколько дней вонять табаком. Как понять, что наделённые разумом люди предпочли запаху жасмина смрад, а долгой, наполненной смыслом жизни предпочитают кашель, отравленность, постылые дни, раннюю смерть?

Люди, выбирайте: жасмин – или никотин, гибель – или спасение.

Игумен Игнатий (Бакаев)


СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ

Ольга Николаевна Вышеславцева (инокиня Мария) (04.03.1898 – 30.06.1995) принадлежала к поколению российской дворянской интеллигенции, с детства была глубоко религиозной и прожила долгую и многотрудную жизнь. Потеряв сына, а затем мужа, она всецело посвятила себя служению Богу и людям, приняв тайный иноческий постриг в местечке Уголька в Закарпатье. «Деятельная помощь людям, беседы с ними, наставления – это было ее послушание Богу, главное послушание жизни, и она несла его с полной самоотдачей». В этом номере мы публикуем некоторые выдержки из ее писем, которые адресованы сыну священника Иоанна Легача, студенту медицинского института Жене. Сейчас Евгений Легач – доктор медицинских наук, живет в Харькове.

Вот видишь, какая я старенькая – все болею, но постоянно думаю о всех вас, молодых, перед которыми [лежит] нелегкий путь, но со Христом идти радостно, поэтому и ценишь, и всякий труд должен стать и духовным торжеством, а все неприятности, ошибки, содеянные человеком вольно или невольно, надо по-христиански принимать со смирением, так как и они служат нам, при внимательном рассмотрении, на пользу. Только всегда надо помнить, что Христос не обещал нам легкую, приятную жизнь, но Его Свет нам освещает и освящает жизнь.

Он – Свет Незаходимый, Он и Любовь. Очень хорошо об этом говорится в Евангелии от Иоанна, где постоянно звучит призыв: Да любите друг друга (Ин.13,34). Читаешь ли Евангелие один, а лучше с Юрой, и если читаешь, то пусть немного, одну или полглавы, но, читая, вникай в смысл каждого слова, и постепенно будет открываться глубина и величайший смысл того, как живет человек, к чему он призван, какая цель его земной жизни. Св. Евангелие написано не для монахов, но для всех людей, для нас, и оно полно любви, долготерпения и учит бороться с самым страшным врагом человека – гордыней.

· · ·

Я глубоко убеждена в том, что человек может влиять своими нравственными качествами на других и приобщать их к великому и прекрасному при любой обстановке, в любое время, и, главное, своим примером, своей жизнью.

· · ·

Очарование девушки не в броской одежде, а в ее одухотворенной женственности, в ее умении сострадать и светить окружающим. К великому сожалению, в школе этого не преподают, но в настоящей литературе, классической, особенно в русской, это можно увидеть.

· · ·

Музыка – это горняя сфера, да и в армии пригодится, если к ней относиться сердечно, так как она облагораживает окружающих.

· · ·

Я прочитала у св. отцов, что христианство – это есть углубление смирения, и я несколько ночей раздумывала над судьбой нашей Православной Церкви и Родины. Куда же мы зашли, ведь все охвачено гордостью, самостью, превозношением, поэтому существует небрежность во всех наших делах, даже простая вещь – письмо к другу – часто пишется небрежно. Мы все время наносили вред своей душе. Володе очень понравился Авва Дорофей. Да, эта книга – азбука христианина, хорошо бы ее прочитать неоднократно, даже Юре. Она не уводит от жизни, но, вникнув в нее, можно преобразить свою жизнь.

· · ·

Помни, что смирение превыше всех добродетелей. По определению еп. Феофана – христианство есть углубление смирения, а послушание превыше поста и молитвы. Обучайся духовному деланию и ничем не гордись. Отцу, как и многим его сверстникам, не дано должного духовного воспитания – это беда, но постарайся помочь ему своей добротой и участием. Доброта – это слово происходит от понятия добро, и в доброте есть Свет Христов. Тебе, как будущему врачу, необходимо помнить, что без доброты невозможно быть настоящим врачом и телесного состава человека.

· · ·

Доброту надо в себе воспитывать. Она вносит в жизнь мир и тепло – то, чем обеднена наша современная жизнь. В своей жизни я, слава Богу, встречала таких людей и всегда целовала им руки так же, как и Христовым служителям.

· · ·

Мне кажется, что обилие информации, журнальной и газетной, очень много отнимает нужного и полезного времени. Политика – политикам, мы в ней разобраться не можем. Достаточно хороших книг, чтобы понять, что пришлось пережить народу, и с чем нужно покончить.

У каждого из нас есть своя миссия и свое дело, порученное Богом, и дан сей день и сей час, и каждый за себя в ответе будет. Наша гордость нам мешает признаться в своих ошибках, и мы ищем вину в другом – это наша беда.

· · ·

Сейчас такой вихрь информации, что в нем можно потонуть и захлебнуться. Знай самое главное, что страна (а в мое время – особенно) пережила страшное время разорения, и это дело не только невежественных профанов-правителей, но в этом и Божие попустительство. Не надо касаться того, что мы пережили за семьдесят лет и к чему пришли. Вам, новому поколению, надо не судить историю, а выполнять свой долг, свою миссию, а она у каждого своя и одновременно одна для всех, как и долг перед Родиной, перед своей совестью. Наша страна особенная, еще Тютчев (я бы считала его вторым после Пушкина) писал: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

· · ·

Овладевай избранной наукой, не уклоняйся от нее. У тебя был и есть прекрасный пример – Войно-Ясенецкий, а ведь он не только видел и на своей шкуре испытал и поругание, и оплевание, но остался чист перед своей совестью, в которой – Бог и любовь к народу. Чтение должно быть попутчиком твоего основного делания – учебы.

· · ·

Трудное это дело – воспитывать себя, но без этого не обойдешься, если хочешь стать на путь служения Богу и людям. Книги по психологии и воспитанию воли очень полезны и, конечно, имеются в библиотеках, но главное все же... в самом человеке – хочет ли он преодолеть вялость, косность, может быть, лень.

· · ·

«Свет Христов просвещает всех» – задачей каждого христианина является найти в себе этот свет и стяжать его, всегда работая над своей душой. Уступчивость, уважение, мирность, труд – это залог успеха. Трудна работа Господня, а это именно работа Господня, которую ждет от нас Христос.


СИЛА МОЛИТВЫ

Однажды меня задержали на работе по совсем неважному делу. В душе я роптала и досадовала, но уйти не могла. Было уже около девяти часов вечера, когда я торопливо возвращалась домой.

Сильный порывистый ветер поднимал с земли и мел с крыш колючую снежную пыль, гудел в проемах домов и, завывая в подворотнях, заставлял останавливаться, чтобы перевести дыхание.

Наш переулок кривой, в нем всегда сквозит, но в этот вьюжный вечер в нем особенно было тяжело. Еще только войдя в него и не дойдя до поворота, сквозь гудение ветра я услышала не то какой-то вой, не то отчаянные вопли. Завернув за угол, я увидела вдали, в конце переулка какую-то фигуру, движущуюся мне навстречу. Человек, как и я, шел посредине мостовой, которую слабо освещали подвешенные над нею лампочки. Ветер неистово их раскачивал, и поэтому казалось, что приближающаяся фигура движется в каком-то фантастическом танце, то увеличиваясь, то уменьшаясь.

Вокруг – ни души, переулок словно вымер, только снежный вихрь, гудение метели и этот за душу хватающий вой, который с каждым шагом становился все явственней и отчаянней. Невольно делалось жутко. Почти у моего дома мы поравнялись: то был мужик лет пятидесяти, в крестьянском сермяжном балахоне нараспашку, шапка надвинута на глаза, а на заиндевевшей бороде висели сосульки. В одной руке у него была тряпка, которой он утирал глаза, а другую он все время вскидывал. Мужик отчаянно рыдал.

Я невольно остановила его: «Скажи, что у тебя случилось, почему ты так отчаянно плачешь?» Мужик на секунду умолк, а потом, махнув рукой, вновь взвыл и хотел идти. Я крепко ухватила его за рукав: «Да подожди же! Скажи, какая у тебя беда, может быть, еще можно помочь?» – С трудом, сквозь всхлипывания, он произнес: «Обо-кра-ли... Транзитный билет... теперь я пропал...»

Не выпуская его рукава, я заставила сказать, куда он едет и сколько стоит билет. Оказалось, едет он из ссылки на родину, пересадка в Москве, а поезд около полуночи. Все, что было у меня, оказалось немногим более стоимости билета, я протянула ему: «Ну вот, видишь, на билет хватит и на хлебушек, прячь и беги скорее, успеешь!» Не беря деньги, мужик остолбенело смотрел на них, потом на меня, потом куда-то поверх меня, так что я невольно оглянулась и вдруг лицо его озарилось какой-то изумленной, детской радостью. Сдернув шапку, он повалился на колени и, истово крестясь, восторженно тихо заголосил: «Царица Небесная, Матушка, Заступница... услышала... услышала...» – целый поток умилительных имен обращал он к Всемилостивой, в удивленном восторге лепеча: «Услышала... услышала... » Не отдавая себе отчета в том, что происходит, я стала трясти его за плечо: «Что ты, что ты? Вставай скорее, тебе спешить надо, шапку-то надень, вставай же!»

Казалось, он ничего не слышит, про все забыл, а я продолжала трясти его за плечо и только твердила: «Опоздать можешь». Наконец он вскочил на ноги и уставился на меня как бы во сне. Зажав в кулаке пятак на трамвай, он неотрывно глядел на меня, а я втолковывала ему, где находится остановка трамвая, на какой номер нужно садиться, чтобы побыстрее доехать до вокзала, и не могла понять, слышит ли он меня, пока наконец он не кивнул головой – значит, понял. Он что-то хотел мне сказать, но я не дала ему говорить: «Беги, беги скорее», – и подтолкнула его, и он побежал.

Дважды он оборачивался и, падая на колени, кланялся, а я стояла, как прикованная к месту, и торопила его рукой, пока он не скрылся за углом.

Метель заметала следы, но я не чувствовала ни мороза, ни ветра. Какая-то необыкновенная тишина наполнила все мое существо и не оставляла меня многие часы. Эта тишина помогла мне понять то, чему я только что была свидетельницей. Затерявшийся в огромном, холодном городе, этот поруганный людьми человек, в своей крайней беде, взывал только к Ней – Заступнице и Утешению всех скорбящих, к Ней простирал свои безпомощные натруженные руки и отчаянным плачем молил о помощи...

Ее, Царицу Небесную, он видел, Ей метал поклоны, Ее в умиленном восторге благодарил, и за его глубокую веру и горячую молитву Она не только услыхала, но и явила ему Себя. Мне же было даровано счастье стать орудием и свидетельницей Ее Материнской Любви.

Инокиня Мария (в миру Ольга Николаевна Вышеславцева)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld