Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2012 год, выпуск № 4 (100)

ПУСТАЯ ГРОБНИЦА ХРИСТА - КОЛЫБЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА

На Пасху мы приветствуем друг друга словами: Христос воскресе! И отвечаем: Воистину воскресе! «Если Христос не воскрес, — писал апостол Павел, — то вера ваша тщетна» (1 Кор 15:17). Воскресение Христово — это личный опыт православного христианина. Он в ликующем богослужении Пасхи, в таинстве Евхаристии, в причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и во многом другом.

Твердая уверенность, что Христос воскрес, дала силу апостолам проповедовать Христа Воскресшего всему миру, идти в другие народы и в другие страны. В древнейшей литургии, так называемой Мозарабской, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу, увидели в пеленах ясные следы Того, Кто умер и воскрес». И это изображение распятого и воскресшего Христа чудесным образом сохранилось до нашего времени. Я имею в виду Туринскую Плащаницу. Кто-то сказал, что пустая гробница Христа стала колыбелью христианства.

Христос воскресе! — Воистину воскресе! Христос воскрес — Первенец из мертвых — в новое тело и в новую плоть. Гробовой камень был отвален не для того, чтобы Христос вышел из склепа, а чтобы в него могли войти ученики и жены-мироносицы. Он после смерти стал проходить «дверями затворенными» — так свидетельствует Евангелие (см. Ин 20:19). А исследования Туринской Плащаницы в XX веке показали, что Он вышел из Плащаницы, не развернув ее. Изучая Туринскую Плащаницу и поняв это, атеист и безбожник, профессор анатомии Парижского Университета Бербье воскликнул: «Так, стало быть, Он воскрес!». Из атеиста Бербье стал проповедником Туринской Плащаницы и Воскресения Христа. И таких примеров можно привести довольно много: профессор Оверье, Вильсон и многие другие.

Сомневающемуся в Воскресении Христа апостолу Фоме Христос показал руки, на руках язвы гвоздиные и рану в ребрах Своих и сказал ему: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27). Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:28–29). Им-то ведь и дается духовно-опытное, сердечное познание Воскресшего Господа и победы жизни над смертью. В наше время, когда имеется очень много неверующих, нам открываются новые факты, свидетельствующие о Воскресении Христа. Самым главным из них является проповедь апостолов, которые, будучи потрясены, обошли тогдашний мир, проповедуя Христа Воскресшего. А они были здоровые люди, реалисты, привыкшие к тяжелому физическому труду, рыбаки. Автор трехтомного труда по истории Рима профессор Арнольд, изощренный в опровержении исторических мифов и ошибок, утверждает: «Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и воскресения нашего Господа Иисуса Христа доказывалась неоднократно, они отвечают общепринятым правилам, по которым надежное доказательство, свидетельство, отличается от ненадежного».

Другой исследователь, профессор Эдвин Селин, подчеркивает: «Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который является столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами». А юрист, член Верховного суда США Эдвард Кларк пишет: «Будучи юристом, я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событием третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне безспорными. Работая в Верховном суде, мне случалось выносить приговоры на основании доказательств, куда менее убедительных. Выводы делаются на основании свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и не склонен приукрашивать ход событий. Евангельские свидетельства принадлежат именно к этому роду. И в качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о фактах, которые они могли подтвердить».

Проведя много лет в сборах материалов о Туринской Плащанице, сделав небольшой вклад в познание ее, я почувствовал, что ко мне уже не относятся слова, сказанные Христом апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Я вложил персты мои в раны гвоздиные и руку в ребра Его. Мне кажется, что не верить в воскресшего Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснять лишь своим ограниченным и греховным опытом; тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый анархист М. А. Бакунин писал: «Если Бог существует — Его необходимо запретить». Вот это «запрещение Бога» мы видели в течение долгих 70-ти с лишним лет. Но многие не приняли этого «запрещения». Однако для христианина важны не доказательства рациональной науки о Воскресении Христа, которые дает XX век, а свидетельства в его сердце, в его духовном опыте, в его жизни. И сегодня, в день Пасхи, победы Христа над смертью, приветствуя друг друга словами «Христос воскресе!», давайте забудем наши мирские суетливые печали и возрадуемся Воскресшему Богу. Да будет радость в сердцах наших совершенна. И никто не отнимет ее от нас. И когда на нас находит уныние, вспомним, что

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Профессор, протоиерей Глеб Каледа


АНТИПАСХА

В первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасхой, т.е. противопасхой, обновлением Пасхи, мы вспоминаем чудо апостола Фомы, когда воскресший Господь явился и дал ему осязать Свою пламенную плоть, дал ему убедиться, что Он не призрак, не дух, что Он воскрес в той же самой плоти, в которой и жил. Чтобы мы с вами убедились в истинности, реальности Христова воскресения, в знак уверенности того, что и мы с вами будем воскрешены в этой же плоти, в которой мы жили. И что мы дадим Богу ответ за свои дела, и если мы жили праведно, по-Божьи, прославимся небесной славой Христа воскресшего.

В этот день всегда говорят в Церкви о взаимоотношении веры и неверия. Мы поем: «Неверствием бо Христово Воскресение известив». Мы знаем, что Фома не верил, потому что желал убедиться, говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). И Господь, явившись, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27), и познай, что я есть Господь и Бог, как и говорит Фома: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). Таким образом, благодаря неверию Фомы, мы убедились, убедились в реальности воскресения Господа. Но некоторые люди делают из этого вывод, рассказывают выдуманную вещь, которая на самом деле никак не соответствует Евангельскому рассказу. Говорят о некоем честном неверии, которое якобы Бог принимает.

Если мы внимательно вчитаемся и вслушаемся в Евангельское повествование, мы увидим, что Господь не одобряет Фому, Он не говорит: «Молодец, Фома, что не верил».

Он, наоборот, говорит ему: «Подойди, проверь и не будь неверующим, но верующим». Неверие не является чем-то хорошим, когда нам говорят, что такой-то человек хороший, хотя и неверующий, это противоречивое утверждение. Если человек неверующий, он уже не хороший. Как раз потому Господь и является Фоме, чтобы он не удерживался в своем неверии, чтобы вырвать его из этого состояния, которое приводит к безнадежности. Да, Фома был честным неверующим, в отличие от нас он верил в Бога. В Писании никогда не стояло такого, что человек, не верующий в Бога, был каким-то образом оправдан. Вера в Бога вложена в само сердце человека. Человек, не верующий в Бога, поступает против собственной души. Он извращает свою душу, свою волю и разум, чтобы не верить в Бога. Писание оценивает неверие в Бога как сумасшествие. В книге псалмов читаем: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс. 13, 1). Человек безумный не верит в Творца. Вопрос в другом, Фома не верил в одно из действий Бога, не верил, что Бог может мертвого воскресить. И Господь это неверие у него исцелил. Но нигде не сказано, что Фома не верил в Бога. Он, конечно же, верил в Бога, он верил, что Христос - посланник Божий, но здесь Господь его научил большему, Он научил его верить в воскресение плоти, научил верить в то, что Он не только посланник Бога, но и Сам Бог. Фома сказал: «Господь мой и Бог мой». Это очень важно помнить и нам, когда мы оцениваем неверие.

Часто люди говорят: «Раньше я был неверующим, но я был честным неверующим, потом я подумал, в сердце моем открылось, что я был неправ». У нас очень легкое отношение к своему прежнему неверию. Если человек совершил прелюбодеяние или убийство, воровство, разве он будет так легко говорить, что раньше убивал, а сейчас перестал. Разве это будет так легко переживаться? Это звучит дико. А неверие почему-то можно считать чем-то нормальным. Это противоестественная вещь, тяжелейший грех, что человек был в неверии, что он не верил в Творца Вселенной. Как говорит Минуция Феликс, один из ранних апологетов: «Незнание Отца является таким же беззаконием, как и бунт против Него». Неверие - знак ожесточения разума, знак дикости сердца, знак распада сознания, является величайшим грехом, большим, чем убийство, прелюбодеяние, воровство и чародейство. Все неверующие люди не могут покаяться, им некому каяться. А убийца знает, кому покаяться, прелюбодей знает, кому покаяться. Поэтому неверие является величайшим грехом, который нужно оплакивать. Если человек был неверующим, он должен раскаяться и сожалеть о годах своего невежест­ва. Если он к этому будет легко относиться, то не поймет милости, которая была ему оказана. Он не поймет, откуда его вытащил Бог. Многие люди считают, что неверие - этап духовного развития, это точно так же, как считать рак этапом телесного развития человека (увеличивалась печень, разрасталась щека, росла опухоль), но это же не так. Это болезнь, которую необходимо лечить, необходимо с ней бороться и ее преодолевать. Точно так же неверие - это болезнь, это извращение, это состояние гибели души. Об этом периоде нужно сожалеть и благодарить Бога, что Он вырвал оттуда. Если мы не поймем этого, то не будем благодарны, а неблагодарность порождает отход Божественной благодати.

Человек, который не благодарит Бога, ведет себя как последняя свинья и не получает за это благодати. Зачем свинье дарить что-то еще, т.е. вы в малом были неверны, кто вам больше-то даст: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Неверие не имеет в себе никаких оправданий, потому что вера в Бога вложена в человека. Вера в чудеса Божии - проявление некоего подвига, признать в Человеке Иисусе Сына Божия - это подвиг веры, который дается Духом Божиим. Но вера в существование Бога - это не подвиг. Признать то, что Бог есть, - это совсем не подвиг, это нормальное, естественное состояние. Мне приходилось с детьми в детском саду разговаривать из совершенно неверующих семей, для них существование Бога - естественно. Я в своей жизни встречался только с несколькими атеистами, они все были интеллектуалами, у которых атеизм выработался из их гордыни. Мне приходилось общаться со знаменитым академиком Виталием Гинзбургом, Нобелевским лауреатом, он чрезвычайно гордый человек, и его атеизм связан не с незнанием, а с его злобой и гордыней, которые отдаляют его от Бога. Безбожие, неверие - тяжелое духовное преступление, которое мы так и должны оценивать. Мы должны благодарить Бога за то, что Он вырывает нас отсюда, а не оправдывать себя и не говорить, что мы без этого не могли, такова наша жизнь, как же без этого... Нормальный человек имеет в себе естественно вложенную веру в Творца. Это чувство есть у любого человека. Человеку нужно с собой побороться, чтобы это чувство из себя вытащить. И поэтому сегодня нужно вспомнить, что неверие Фомино никак не оправдывает людей, отвергающих Бога. Человек, отвергающий Бога, является крайним преступником уже по этому факту.

Сейчас в Интернете ведется дискуссия о том, что Бог всех спасет, даже атеистов, потому что Он всех любит. Это вранье, человек, который является атеистом, будет наказан. По справедливости наказан - за преступление против Бога. Атеизм, неверие является не недостатком, не ущербом, а тяжелым мятежом, наглым восстанием против Творца, безумием, которое влечет за собой вечную гибель человека, который сделал это зло. Святитель Феофан Зат­ворник вообще предлагал пропагандистов безбожия наказывать смертной казнью, как убийц душ и тел. Он говорил, что, если они до вас дорвутся, они перережут огромное количество. Святитель оказался прав, атеисты дорвались до власти в 1917 году, устроили кровавый террор, которого не было раньше никогда. Они дорвались до власти в Советском Союзе, до власти в Германии, и везде это сопровождалось чудовищным кровопролитием, которое раньше было немыслимо. Потому что безбожники - это не какие-то честные люди, как некоторые говорят, наоборот, они безчестные люди именно потому, что отвергают Творца Вселенной. Нельзя кусать кормящую тебя руку, плевать в лицо своим родителям. Это наглый мятеж, который коренится в злобе, ненависти человека. Именно по этой причине нужно помнить, что атеист честный противоречит определению.

Атеист является злодеем, потому что он атеист, достаточно быть атеистом, все остальное из этого вытекает. Поэтому говорить, что атеисты спасутся, невозможно. Атеист погиб именно потому, что отверг благодать. Он не то что не знает Бога, Бога знают все, даже демоны, и люди знают Бога, и растения, и животные, другое дело, что во Христе Его не опознают некоторые, для этого нужен подвиг веры, для этого благодать Божия действует, но что Бог есть - это действительно знают все. Здесь очень важно понимать, что вера, которая нам дана, - это некая духовная сила, которая является подарком Бога и предохраняет нас от величайшего злодеяния - неверия. Давайте в день Фомина уверения будем помнить, что наша задача- учиться благодарить за то, что Бог вытащил нас из бездны зла, и других из этого зла вытаскивать. Потому что, если человек умрет в неверии, его нельзя поминать, до революции его нельзя было хоронить даже на христианском кладбище. В деревнях вообще, если человек был неверующим, его за ноги вытаскивали из деревни и выкидывали в овраг, потому что считалось, что он оскверняет землю своим присутствием, потому что он восстал против Творца земли. Если мы так будем подходить к неверию, мы сможем людей вырвать.

Слишком часто мы подлизываемся к нашим неверующим знакомым. Говорим, что мы уважаем их точку зрения, уважаем их права, а вы уважайте наши. А на каком основании мы должны уважать беззакония? Вы уважаете, например, точку зрения Чикатило? Или Гитлера? Нет, мы говорим, что они подонки, убийцы. А человек, который убивает и себя, и других неверием, чем он лучше? Гитлер начал с неверия, отвергнув Христа, а стал безбожником, и за это он залился кровью. Если бы он не был безбожником, он не устроил бы такой чудовищной резни. Это совершенно прямая причинно-следственная связь. Человек отверг Бога, выступил против Него, и все - уничтожился. Давайте это помнить, и тогда у нас не будет ненормальной путаницы в голове. Обратите внимание, какую хитрость сделал дьявол. Он оставил в наших умах память о грехах второй скрижали, т.е. люди понимают, что нехорошо ругаться с родителями, нехорошо убивать, изменять, воровать, лжесвидетельствовать, это мы еще помним, а вот грехи против первой заповеди почему-то отложены, и это считается нормальным. Человек может быть хорошим, хоть он и безбожник, хоть идолопоклонник, хоть он и имя Божие хулит, хоть он в храм не ходит, он все равно хороший. Это очень хитрая уловка дьявола, потому что он знал, что если человек не будет помнить первую скрижаль, не будет следовать первой заповеди о любви к Богу, то он и во всем остальном будет ему принадлежать.

Если Бога нет, то все позволено. Человек, который не верит в Творца, который не почитает Творца, не кланяется Творцу, не служит Ему, он и во всем остальном будет таким же. Это очень важно помнить, иначе, если мы не разгадаем эту уловку, если мы внутри себя не перестроимся на этот лад, если не поймем, что человек, грешащий против первой заповеди, грешит против всего остального, мы будем в этом мире находиться как в тумане. Мы не сможем оценить никаких явлений, мы не сможем оценить нашей жизни, окружающих, не сможем оценить себя, свое прошлое, а значит, не сможем благодарить, вообще жить по-Божески не сможем. Давайте учиться у апостола Фомы доверию к Богу и тому, что, если мы чего-то не понимаем, мы должны у Бога просить дать возможность убедиться и искать возможности увериться. Воспринимать любое маловерие как недостаток, с которым нужно бороться, а не некоторое проявление якобы честности. Какая дьявольская хитрость! Какое злейшее злодеяние стали называть таким благородным словом, как честность! Человек безбожный — а говорят, честный. Какой он честный? Безбожник не может быть честным по определению. Если мы это поймем, тогда не будем попадаться в эти ловушки. Бог да поможет нам в этом деле.

Почему священники говорят, основываясь на Писании, что без крещения нельзя спастись? Нельзя спастись покаянием без причастия? Многие люди думают, что это механически Бог ввел несправедливо две касты людей. А на самом деле ситуация очень простая. Люди, которые участвуют в таинствах, служителями которых являются священники, они оживляются, а может мертвый быть спасен? Можно ли спасти для вечности скелет? Нет, он разложится, распадется. Можно спасти только то, что причастно жизни. Господь начинает спасение, делая людей причастными к жизни через таинства - Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение. Причастны Божественным дыханием. И в результате этого люди получают возможность спастись. Но, чтобы они сами не навредили себе, чтобы была возможность людям спастись и очиститься от зла, которое внутри них, Господь дал двойную власть: отпускать грехи и удерживать грехи.

Если человек раскаивается, то Духом Божиим через священника очищается грех человека. Точно так же как очищаются в самом начале Духом Божиим грехи в святой купели в крещении. А если священник удержал грех на человеке, отказался прощать, грех на человеке остается. Это страшная власть, которая дана со времен апостолов и которая сохраняется до сих пор. Этой властью совершается отлучение людей от Церкви. Это не просто констатация факта, как многие ошибочно думают, это проявление власти, которую дал Господь в пасхальный вечер Своим святым апостолам. Власть отделять негодных от тела Христова и власть очищать тех людей, которые хотят избавиться от греха.

Есть самая любимая молитва у христиан: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Зачем мы ее произносим? Чтобы получить жизнь во имя Его. Чтобы во имя Христа от Него получить жизнь. Призывая Его имя, Бог Отец вводит жизнь в наши сердца. Ту самую пасхальную жизнь, которую Своим дуновением вложил Христос в апостолов. Ту жизнь, через которую мы возрождаемся, и начинается новая победа над смертью. Жизнь получает положительный потенциал, жизнь становится сильнее, чем смерть, она преодолевает смерть. Смерть действует через распад, через болезнь, через трения, через грех, через беззакония, через злобу. Жизнь преодолевает всю злобу, если мы обращаемся к имени Иисуса Христа, если мы храним истинную веру, что Иисус есть Христос Сын Божий, воскресший из мертвых для нашего спасения.

Вера - ключ. Без веры, что Иисус есть Христос Сын Божий, попасть на Небо невозможно. Потому что человек, который не верит, что Иисус есть Спаситель, что Он является посредником, он не будет пользоваться этим посредством. Если он не верит, что Хрис­тос - Сын Божий, он не сможет получить усыновление. Это необходимо, но недостаточно. Нужно поверить, а потом получить жизнь во имя Его. Получить подарок - жизнь. Получить ее через таинства и через добрые дела, в которых проявляются таинства. Но все это нужно делать во имя Иисуса Христа Сына Божия.

Если мы общаемся с апос­тольскими преемниками, то мы можем ее получить. И мы можем ощутить и почувствовать ту жизнь, которая была у Отца и явилась к нам. Потому что Православная Церковь не основана на формальных словах, она основана на опыте. Вкусите и увидите, как благ Господь. Попробуйте, и вместе с Фомой вы ощутите пылающее ребро Христа, ощутите Его силы, Его безсмертную жизнь. Фома прикоснулся к Телу Господню и получил познание Бога, и мы прикасаемся к тому же самому Телу Христа воскресшего и получаем познание Того же Бога, когда мы причащаемся Тела и Крови Хрис­та. Есть такой момент, который связан с Фомой. Что мы делаем сразу же после причастия? Целуем ребро Христа. Целуя низ чаши, мы целуем ребро Господа Иисуса Христа. То самое, которое осязал Фома и познал Бога. Вкусите и увидите. Учитесь слушать Его, учитесь видеть Его, учитесь находить Его в Чаше и в Писании, как Господь Сам открыл нам пасхальный вечер. Спаси вас Господь. Христос Воскресе!

Священник Даниил Сысоев


"МУЖЕСТВО - ЭТО ВСЕЦЕЛОЕ ДОВЕРИЕ БОГУ"

Издательский дом «Святая Гора» впервые на русском языке опубликовал малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками, с некоторыми из которых мы вас хотим познакомить.

Гордость – это нехватка любви. Соучастие ближнему в его беде и попытка его утешить равносильны молитве за него и часто приносят скорбящему облегчение.

· · ·

Не у всех, кто достиг святости, были святые духовники, но у всех были святые помыслы.

· · ·

Сердце для духовной жизни то же самое, что двигатель для машины. То, что человек делает от сердца, не приносит ему усталости. Поэтому, когда люди спрашивают меня, какое им получить образование, я отвечаю: «То, которое вам по душе». Некоторые профессии (особенно врача и учителя) следует выбирать по призванию. Что касается духовной жизни, то здесь важно, чтобы молитва совершалась при участии сердца. Молитва – громоотвод, отводящий от нас Гнев Божий. Нам надо научиться уставу Рая – непрестанной молитве.

· · ·

Наше сердце должно болеть из-за каждого нашего прегрешения, иначе мы будем грешить снова и снова. Если мы боремся со страстями, но не можем их победить – значит у нас есть гордость, или мы кого-то осуждаем.

· · ·

Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом. Если будем жить духовно – диавол не будет иметь над нами никакой власти.

· · ·

Когда нам делают замечание (неважно, заслуженное или нет), будем всегда просить прощения. Тогда смиримся и получим Благодать от Бога. Если человек не переживёт духовного возрождения, он обречён на ад.

· · ·

Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом.

· · ·

О том, кто думает о себе, не думает Христос. Когда мы жалуемся на своих ближних – тем самым ропщем на Бога.

· · ·

Чтобы видеть в другом человеке ангела, надо и самому стать ангелом. Самолюбием человек изолирует себя от Бога. Истинное и совершенное смирение – это такое состояние, когда человек, даже если захочет, не сможет возгордиться. Как обрести ревность по Бозе? Избавиться от зависти.

· · ·

Бог прежде всего хочет, чтобы мы были радостными и обрели утешение. Бог не тиран. Он не давит, а даёт нам свободу. Плотское воздержание делает человека сильным физически. Если же он будет стараться ещё и вести духовную жизнь – станет сильным и духовно. · · ·

Если бы были хорошие духовники, не было бы нужды в психиатрах.

· · ·

Если во время молитвы мы не чувствуем утешения и радости, как дети, оказавшиеся в материнских объятиях – значит, или кого-то ранили своим поведением, или одержимы гордыней.

· · ·

Пусть всегда рядом с вами будет открытая духовная книга, чтобы лукавый не имел возможности досаждать злыми помыслами.

· · ·

Если кто-то раздражён – лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненного, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану.

· · ·

Смирение и любовь – вот самые главные средства для нашего спасения.

· · ·

Мы должны стремиться выкорчевать большие страсти. Победив их, одновременно справимся и с менее значительными пороками.

· · ·

В наши дни исполнилось пророчество преподобного Антония Великого: «Придёт время, и люди сойдут с ума. Того же, кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой, как они». Грешные люди после смерти будут страдать из-за своих желаний.

· · ·

Для духовной жизни необходимо самопожертвование.

· · ·

Когда не ищешь себе оправданий – чувствуешь всю радость этого мира. Когда хочешь оправдывать себя – не сможешь найти покоя.

· · ·

Большинство людей столь погружено в земное, что не чувствует Божественной любви.

· · ·

Для ребенка ад - быть вдали от матери, для человека - быть далеко от Бога.

· · ·

Смиренный человек даже если собьётся с верного пути, вернётся на него с помощью Божией. Гордец же подобен пиле, заточенной только с одной стороны, или испорченному рулю, который всё время уводит с дороги.

· · ·

Когда почувствуешь сладость непрестанной молитвы, даже не хочешь выходить из кельи. Тогда молитва не утомляет, а приносит радость. Но если мы пожертвуем своим покоем и молитвенной тишиной ради того, чтобы помочь брату, за нашу любовь к ближнему нам воздаст Господь.

· · ·

Будем относиться к другим с простотой и спокойно принимать их претензии и замечания. Если человек прост и имеет добрые помыслы, он радуется, когда его злословят.

· · ·

В молитве и богослужении мы должны участвовать всем сердцем.

· · ·

Однажды мне явился сатана и сказал: « Я Христос, поклонись мне». На что я ему ответил: «Я Христу моему всегда поклоняюсь. Если бы ты был Господом, не требовал бы у меня поклонения».

· · ·

Мужество – это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот, у кого есть мужество, имеет и любовь. Бог его не оставит.

· · ·

Я слышал, что в эти дни снова качается лампада у Иверской иконы Божией Матери. Богородица старается пробудить нас к покаянию, но современных людей не приводят в чувство даже такие чудеса.

· · ·

Лучше молиться на возвышенностях, а не в оврагах и ущельях. Сам Господь молился в горах. На высоте открываются разум и чувства. Именно поэтому горцы имеют мужество.

· · ·

Когда человек согрешает, Благодать Божия его оставляет. Когда приносит покаяние, возвращается к нему, и он совершенно очищается. Остаётся лишь небольшой след от пятна, но и он является безупречно чистым.

· · ·

Мы живём в тяжёлые времена. Христианам следует иметь великое терпение, чтобы получить от Господа большую награду.

· · ·

Благословение и молитва приносят пользу, когда идут от сердца. Любочестный должен больше думать о любви Божией, о Его жертве за нас, а человеку жесткому полезнее размышлять о Суде и воздаянии за грехи.

· · ·

Диавол пал из-за своей гордыни. Какая же это страшная вещь! Первый ангел стал врагом Бога и людей. Мы не должны чувствовать к нему ненависти, а сожалеть о глубине его падения.

· · ·

Пожилой человек, который нигде не может обрести радости, найдёт покой, когда заглянет внутрь себя и начнёт работу по собственному исправлению.

· · ·

Самое важное – это смирение, доброта и простота. Доброта – это когда человек думает, в первую очередь, о том, как помочь ближнему, а не о том, как повольготнее устроиться в этой жизни. Бог не несправедлив. Он воздаст нам всё, что мы упустили и потеряли, пытаясь помочь нашим братьям. Молитва за усопших им очень сильно помогает.

· · ·

Человек должен размышлять о благодеяниях Божиих и собственной неблагодарности и с сокрушенным сердцем просить у Бога милости. Любая жизненная ситуация должна становиться поводом для благодарения и славословия Господу.

· · ·

Отшельники жили в тёмных пещерах и узрели свет Христов. Мы же, если будем искать удобств и комфорта, останемся в земном измерении. Без Христа печаль – это страсть.

· · ·

Пока мы будем хотеть, чтобы другие к нам хорошо относились, люди не будут принимать нас в расчёт. Всё изменится, когда мы смиримся.

· · ·

Духовные люди пытаются увидеть всю нечистоту, которая у них есть внутри. Мирские пытаются скрыть её и выглядеть внешне благообразными. Они создают и одевают искусственные личины внешнего поведения, изолируя себя от Божественной благодати.

· · ·

Бог не хочет от нас ничего, кроме чистого сердца.

· · ·

Самое главное – это молитва. Это наш духовный барометр. Пусть она сопровождает вас всю вашу жизнь. Будем отдавать себя ближним, и нам воздаст Христос. Смирение должно быть основанием и началом всякого дела. Оно является необходимой предпосылкой, без которой человек не может принести пользу Церкви.


ЗЕМНАЯ "ШКОЛА"

Во времена уже канувшего в лету СССР никому и в голову не приходило задумываться о том, зачем люди живут на этой земле. Официальная идеология провозглашала смыслом жизни советских людей восхождение к новым свершениям в деле строительства коммунизма, простой же народ мыслил более прагматично и желал житейских благ, здоровья себе и своим близким, ну и «чтоб войны не было».

В перестроечные времена и первые годы жизни в новой стране, задумываться на эту тему тоже было как-то не принято: люди в своем подавляющем большинстве просто выживали. Но отшумели революции. Все увереннее звучит голос Русской православной церкви. Издаются книги, выпускаются фильмы, помогающие человеку определиться в этом мире и понять, зачем и для чего он родился и живет на этой земле.

То, что написано в Евангелии, то, о чем во все времена от Рождества Христова вещали святые подвижники, – остается неизменным: жизнь человечес­кая дана для подготовки к жизни вечной. И что здесь на земле мы лишь ученики, а от того, как окончим земную «школу», зависит наша посмертная участь! Как все просто и как все гениально. Надо лишь принять это и тогда все сразу встанет на свои места. Какими мелкими, суетными покажутся наши стремления, желания, цели. Хочешь устроиться на более оплачиваемую работу и заработать больше денег? Зачем? Чтобы со своего достатка отдать нуждающимся? Пожертвовать на детский приют или дом престарелых в глубинке? Или чтобы обновить интерьер квартиры, съездить на престижный курорт, купить «крутую» иномарку и тем утереть нос соседу.

Ну, сделал ты евроремонт, накупил современной бытовой техники, утер соседу нос машиной, и что, очень счастлив? А годы проходят. Купленные вещи морально устарели, машина стала чаще ломаться, да и «крутой» ее нынче не назовешь, а на престижную работу уже не берут – возраст. Одним словом, пенсия на горизонте, а ты, приятель, все еще в первом классе земной «школы», как и 30 лет назад.

Нет ничего печальнее, когда на склоне лет человек сам себе признается, что жизнь потрачена впустую, по мелочи, в лучшем случае, на достижение тех идеалов, которые впоследствии оказались химерой. А отмотать назад и прожить снова, но уже по-другому– невозможно. И сразу вспоминаются слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут» (Матф.6:19-20).

Истинность этих слов многократно проверена временем на протяжении двух тысячелетий, но почему-то все эти годы люди поступают «от противного». Ох уж эта неис требимая тяга к «земному». Конечно, 70-ти летнее материалистическое воспитание и гонения на Православную веру сыграли свою роль. Но в западных странах «марксизм-ленинизм» и прочие «измы» не внедрялись в умы граждан, да и церковь там не трогали – а у них то же самое, только в еще больших масштабах.

Современная цивилизация– цивилизация потребления. Товаров производится значительно больше, чем это необходимо для нормального комфортного существования человека и чем он в состоянии, как говориться, «переварить». Отсюда эта безудержная агрессивная реклама лишнего, ненужного товара с постоянной «промывкой мозгов» потенциального потребителя.

Всевышний создал человека по своему Образу, поэтому тот, ставя перед собой только материальные цели, никогда не будет счастлив по их достижении. Иначе самый большой процент самоубийств был бы в беднейших странах, а население богатейших стран никогда бы не знало такой проблемы. Не хочется верить, что нестяжание – удел только монахов и святых подвижников. Ведь были же в истории нашей страны времена, когда подавляющее большинство населения Руси превыше всего ставило Христианские ценности, а накопительство не играло определяющей роли в жизни людей.

Все мы здесь на земле ученики. К сожалению, очень многие об этом даже не задумываются и их жизнь проходит в суете, развлечениях, попечении о тленном и скоропроходящем. Рано или поздно прозвенит звонок и каждого из нас призовут держать самый главный экзамен, который определит посмертную участь. Не провалиться бы.

Кураев О.А.


МИР МОЖНО ПЕРЕВЕРНУТЬ!

Мир можно перевернуть. Только для этого нужна точка опоры. Мир нужно однажды перевернуть и поставить на ноги, потому что у большинства он стоит в неестественной позе – на голове. Произнося «мир», я имею в виду внутренний мир, а не планету или Галактику.

Внутренний мир нужно перевернуть, так, чтобы главное стало главным, а второстепенное– второстепенным. Перевернуть, чтобы расставить правильно акценты и определить главные цели. Иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странных единицах– «выеденное яйцо». Точка опоры– Бог.

Розанов говорил, что вся его жизнь сужалась, как воронка, стремилась к одной точке, которая– Бог. А потом из этой точки жизнь опять расширялась и росла, но уже в другом качестве. Как в Евангелии: Христос – Дверь. Ты идешь к Нему, приближаешься, сужаешь перспективу, а потом: «и войдешь, и выйдешь, и пажить найдешь».

Пройдя сквозь Дверь, находишь новый мир, который шире того, что остался за спиной.

Точка входа – Бог. Он же – точка опоры для внутреннего переворота. И не просто Бог, а Бог во Христе. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). И не знает Отца «никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27).

Сын стал Человеком, то есть Сын Божий стал Сыном Человеческим. Он проповедовал и исцелял, но это – важные вещи второго порядка. В символе веры говорится о том, что Он вочеловечился, и сразу вслед за этим говорится, что Его распяли при Понтийском Пилате. Значит, самое важное, то, что Он стал Человеком, а люди Его убили.

Можно сказать более жестко: Он стал, как мы, а мы Его убили. А потом Он воскрес. Это и есть точка опоры в ее предельной математической неуловимости. У точки, как известно, нет определения, но сама она есть, и на ней все стоит. Родился. Убили. Воскрес. Это абсурдно, но это факт. Это непостижимо, но это Истина.

Кто хочет ругаться и хулить, ругайтесь осторожно. Он слышит и прощает хулу на Себя, но не прощает хулу на Духа. Кто просит доказательств, просите громче. А еще – стучите и ищите. Просящему дадут, и стучащему откроют. Но кто хочет пройти мимо, делая вид, что его это не касается, – не получится. Придется остановиться и определиться в отношении к названному факту. Пусть не сию минуту, но рано или поздно – обязательно.

Но пусть одни ищут мудрости, а другие просят чудес. Так должно быть, и иначе быть не может. Главное – внимание должно быть приковано не к ним, а к тем, кто исповедует Христа, Божию Премудрость и Силу.

К нам, смерть Господню возвещающим и воскресение Его исповедающим, отношение особое, поскольку у Христианства нет проблем, кроме одной. И имя ей – христиане.

«Ваш Христос чист, как слеза»,– говорил один буддист христианскому миссионеру, – «только после вашего появления мы стали запирать двери на замок и опасаться за своих жен и дочерей. С вами вместе к нам пришло пьянство, разврат и кражи. Разве этому учил ваш Христос?»

Эти слова на разные лады могут повторить представители многих культур и народов, добавляя в них множество деталей и частностей. То, что раньше касалось одних только евреев, сегодня касается многих народов, в том числе, и нас. Я имею в виду горький упрек пророков: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).

Это не в последнюю очередь так оттого, что мы хотим царствовать, не распинаясь. Мы хотим пользоваться плодами Христовой победы, не ощущая ее драматизма, не понимая ее великой цены.

А ведь надо распяться, прежде чем прославиться. И в Раю, по словам одного из святых, нет нераспятых. Само творение мира шло таким образом, что дню и свету предшествовал мрак. «Был вечер, было утро: день един». Так мы и считаем сутки в отношении Богослужений: сначала вечер, затем день. Этот закон нужно соблюсти и в отношении аскетизма, в отношении опыта веры.

Страстная неделя, предваряющая Пасху Христову, – это не седьмая неделя поста. Это– Пасха Страстей. За эти малые дни человеку предстоит сердечно прилепиться ко Христу в те самые Его земные дни, когда Он был особенно одинок. Мы словно пробуем исправить то, что уже было. Тогда даже апостолы думали о земном, о приобщении к славе и просили у Спасителя разрешения сесть по правую и левую Его руки. Тогда люди резали ветви и снимали одежды, чтобы постлать их под ноги осленку. Но Он-то знал цену этим хвалебным восклицаниям! Он же видел, как далеко отстоят сердца даже учеников от грозно приближающегося исполнения пророчеств.

Так что же мы? Неужели мы и сегодня будем в полдуши и в полверы петь лицемерные Осанны, думая только о себе и о своем, а не о Нем? Как это сказано в одной меткой стихотворной строчке: Сердце мое ищет Тебя, благо свое жадно любя.

В дни Страстей нужно стремиться к тому, чтобы думать только о Нем, помнить о Нем и забывать о себе. Как бы ни получилось, пробовать и стремиться надо. Для этого чтение Евангелия и Псалтири, но самое лучшее, если возможно, ежедневное посещение всех служб.

И каждая служба посредством чтений скажет сердцу о том, что ты не имеешь права отделять себя от виновников и участников Самой Великой Трагедии мира. Ты тоже там – в толпе людей, наполняющих внутреннее пространство Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды…

В Понедельник прочли об Иосифе, и ты в очередной раз понял и почувствовал, как опасна зависть и как велико целомудрие.

Во Вторник Христос обличит книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом, и считаешь себя лучших всего прочего мира.

В Среду Иуда спросит: «Что мне хотите дать, и я вам предам Его?». А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, выльет на Тело Христа большой сосуд мира. И ты ужаснешься этой связи Священной истории с деньгами. Безценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной любви, и это угодно Богу. Ты ужаснешься, потому что «корень всех зол – сребролюбие», и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в его душе?

Поэтому в Четверг, когда апостолы, в ответ на Христово «один из вас предаст Меня», спрашивали в страхе: «Не я ли, Господи?», ты тоже спросишь, дрожа: «Не я ли?»

Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: «ни лобзания Тебе дам, яко Иуда».

В Пятницу ты будешь плакать. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день – «Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!»

В Субботу будет тихо-тихо. Потому, что Он – во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота – день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хоть и не все об этом знают.

А в Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни – Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.

Только потом эту ошеломительную радость нужно будет спрятать на донышко бездонной души, как главное сокровище, и выстраивать свою жизнь в соответствии с полученным опытом. Ты вкусил и видел, яко благ Господь. Теперь не пропускай воскресные дни без молитвы в храме, исполняй заповеди, молись искренно, замечай Его следы на пыльных путях повседневности. Это точка опоры. Не упустить бы шанс. Кто выплакал душу на Страстной седмице, и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза у него в это время искрятся.

Протоиерей Андрей Ткачев



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld